Сентябрьский отчет.

Сентябрь 2002 года. Настоящим отчетом я возобновляю свою «литературную» деятельность, которая была прервана в начале апреля 2002 года по зависящим и независящим от меня причинам. Итак, читайте!

 

Не доволен я собой в последнее время. Совсем ленивый стал. Всем протрындел про путешествие на Волгу (якобы, дней на 20), а сам летом был только в Туле. Даже и не знаю, что такое… То ли взрослею, то ли старею…Короче, в сентябре надо было срочно исправляться. В конце августа придумал себе лозунг «в сентябре все дни должны быть проведены в дороге», но уже тогда, естественно, я понимал, что это нереально. Ежегодный геморрой с пропиской в общагу, встречи с друзьями, рано начавшаяся учеба в любом случае не позволили бы мне выполнить сей дерзкий план.

У читателя, может быть, имеются сомнения по поводу того, где это можно утешествовать подряд 30 дней. Сразу скажу, это возможно, тем более были и конкретные наметки, среди которых:

·                    поезд Бологое – Великие Луки;

·                    Москва – Санкт-Петербург через Сонково;

·                    Вологда – Ярославль – Москва;

·                    Белоруссия (Могилев и Гомель);

·                    Смоленская область.

Все это планировалось на сентябрь, однако в силу вышеназванных и иных обстоятельств этим планам суждено сбыться позже, а пока… Пока начну свой рассказ о своих сентябрьских поездках.

 

1-3 сентября. В Подмосковье и дорога в Питер.

Начало сентября застало меня в Коломне, т. к. Пришлось совершить рабочую поездку по поручению своего начальства. В общем интересного не много. От Фабричной до Голутвина проехался на ЭД4М-0067. Поездов такой модели в депо Раменское совсем немного, но вскоре Демиховский завод начнет поставлять их сюда в больших количествах. ЭД4М – обыкновенная электричка, не путайте с ЭД4МК, коя является поездом повышенной комфортности с тремя классами вагонов (от пролетарского до представительского с телевизорами). Так вот ЭД4М – это вагоны 3-го класса в сравнении с ЭД4МК, даже бегущие строки имеются и работают (сообщения о вредности курения, безбилетном проезде и правильном переходе через железнодорожные пути дублировались голосом). Информации об остановках на бегущей строке не высвечивалось. Окна выполнены в старой традиции рижсих поездов с некоторыми изменениями. Теперь двойное стекло является стеклопакетом с хорошими резиновыми прокладками. Но торжокские (пардон, сосновоборские, устанавливаемые на торжокских электричках) стеклопакеты больше впечатляют. Хотя бы, своей оригинальностью.

До Чудово ехал на почти родном 42 поезде «Ильмень», который вез ЧС2т-1019. Дорога особенной интересностью не отличалась. Да и какой интерес может быть в плацкартном вагоне ПДСа… Интересно другое. Как известно, этот поезд постоянно подвигают в расписании. Раньше он прибывал в Новгород где-то в 7.30, теперь же около 5.30. Так вот, по приезду в Чудово меня должны были встретить мои начальники, поэтому в Питер на первой электричке я не поехал. Из-за этого пришлось сидеть на вокзале 3 часа, поскольку кто-то проспал. Собственно, я не совсем огорчился – переписал расписание и поспал. Своим появлением в 7.10 начальник меня обрадовал, а еще больше обрадовал тем, что меня отвезут в Питер, так что я избегу появления в Киришах.

 

4 – 5 сентября 2002 года. Кириши.

Впрочем, уже на следующий день мне пришлось побывать в сем знаменитом городе. Поучившись 2 дня, я понял, что эти занятия пока мне не интересны, и отправился на Московский вокзал. На трамвае СПб – Невдубстрой доехал до ст. Ижоры, где собирался пересесть на электричку РыбацкоеПупышево, на коей доехал бы до Мги. Тем самым, я, возможно. Избежал бы встречи с контролерами киришского направления, которые знают меня чрезвычайно хорошо. Однако, пришла не она, а как раз таки будогощанская собакаем немного меня огорчила. Значит, либо пупышевский поезд ушел по расписанию (мы в Рыбацком опаздывали уже на 13 минут), либо его не существует. В каришском трамвае сразу нарвался на контроль. Меня попросили выйти из поезда, я это сделал, но сразу же вошел в двери соседнего вагона. Контролер не поленился и вернулся за мной.

- Я же сказал тебе выйти.

- Ну мне доехать надо. Очень.

- Сейчас между вагонами закрою.

- Закройте, мне все равно где ехать. Главное – ехать!

- Что, до Будогощи?

- Нет, до Киришей.

- А кто тебя откроет в Киришах? – он же не знал, что у меня имеется приспособление, позволяющее открывать закрытые двери – маленькие плоскогубчики.

- Э-э-э…

- Иди в первый вагон.

В первом вагоне у меня поинтересовались, не часто ли я езжу без денег и вообще бывают ли они у меня когда-нибудь. Я отвечал, что бывают, но чрезвычайно редко, проверяющие на сей раз меня простили, на последок сказав:

- В следующий раз хоть пятачок имей, а не то высадим. И не обижайся потом. Всем деньги нужны.

Обратный путь – через Саблино. Контроль имелся на участке Мга – Саблино, представлявший собой добрую тетеньку, которая шла от начала состава к его концу. Никакого препятствия договориться с ней не составило, да впрочем, в любом случае я бы проехал – двери открывались только в первом вагоне, в первом тамбуре, я же сидел в последнем. Кстати, в те дни все электрички северного хода шли через Саблино, поскольку ремонтировали второй главный у ст. Рыбацкое – меняли несколько стрелок.

 

9 сентября 2002 года. Навалочная.

Хотел доехать до Колпино, но внезапно позвонили одногрупники с предложением отмечать только что сданную доп. сессию, поэтому пришлось ехать обратно.

 

14 сентября 2002 года. Выборг.

Давно было уже желание объехать все дороги карельского перешейка, что я и начал осуществлять примерно год назад: именно проехал по маршруту Сортавала – Кузнечное – Петербург в качестве заключительной части своего путешествия вокруг Ладоги. Потом был Выборг, в феврале я отважился проехать по маршруту Выборг – Хийтола (см. рассказ «Пограничные хулиганства»). После этого идея была надолго заморожена в силу технической сложности ее исполнения и только сейчас я вернулся к ней. Теперь мой взор привлекала ветка ЗеленогорскПриморск – Выборг, которая проходит не по территории погранзоны и поэтому проехать по ней не представляет особого труда. Кстати, без документов еще можно попасть только в ВещевоЖитково, в остальных направлениях зверстуют пограничники.

Направление ЗеленогорскПриморск – Выборг чрезвычайно интересно. Летом здесь курсируют… электрички! Напомню, что дорога – неэлетрифицированная однопутка. Как же это возможно? Трамвай из Петербурга едет по главному ходу до Зеленогорска (как правило, полностью убитый состав, которому пора на кладбище) своим ходом, там к нему прицепляют локомотив-тепловоз (М62 «Машка»), и дальше все это чудо едет на тепловозной тяге. Напоминаю, все это возможно увидеть только летом, на зиму прямую собаку отменяют и пускают вагоны с локомотивом от Зеленогорска.

Со мной вызвалась ехать Екатерина – девушка с журфака СПбГУ, с которой познакомились на форуме ВЭР (не сочтите за рекламу). Правда, я боялся, что ей не захочется трястись в поезде 5.5 часов, если можно доехать за 2.5, но она в силу своей отважности вызвалась ехать там, «где интересней».

На Финляндском нас ожидал первый сюрприз. Читаем объявление: «14 сентября поезд СПб-Выборг через Приморск следует до Советского». Вот и обломались… А, вот и второе объявление – «14 сентября назначается поезд Советский-Выборг отправлением из советского 13.40». Вот оно чтоначит, как я размышлял электричка СПб-Советский отпр. 9.27 пойдет прямо до Выборга. А куда же наша псина денется? Может, резервом до Выборга? Берем билеты до Ланской (следующая остановка) и как белые люди проходим через турникеты. Тут следующий сюрприз – у платформы стоит ЭТ2М-050. Вот так, отправили в СПб-Финляндский, хотя я наивно полагал, что в Металлострой ее припишут. Ну да ничего, главное то, что она осталась на Октябрьской дороге. Тут подали и нашу трамваину – ЭР2-555. Ничего себе! Сколько сюрпризов. На юбилейном поезде поедем. Впрочем, сама она представляла собой нехорошее зрелище – обшарпанная, некрашеная, с побитыми в некоторых местах стеклами. До Зеленогорска ехали без остановок, что, правда, скорости нам на прибавляло. С тем же успехом можно было останавливаться вездеароду довольно много, заняты почти все сиденья – в основном дачники. Поезд 10-вагонный, все вагоны от состава 555. По дороге рассматривали журнал ГЕО, слушали музыку и чем-то питались. В Зеленогорске прицелили локомотив М62-1694, я запечатлел сие знаменательное событие, вскоре отправились – с 10-минутным опазданием. Ощущения интересные – раньше ведь не приходилось ездить в «мертвой» электричке. Без характерного звука гудения в вагонах с токоприемниками, без урчания моторов, разгоняется сие медленно – как ПДС, но все-таки нечто другое! Двери тоже открывались по-другому – шипение было непохожим на обычное. Вполне вероятно, что открывались они благодаря энергии тепловоза (откуда возьмется столько воздуха в неработающей псине).

Едем! От природы я ожидал, честно говоря, большего. Обычные березки-осинки. Что-то похожее на карельские пейзажи с камнями, соснами, лишайниками и мхом начинается позже, немного не доезжая Приморска. Это красота!!! Первая станция – Приморск, до него были только остановочные пункты и, по-моему, ни одного разъезда. Я, возможно, ошибаюсь, поскольку в окно заглядывать успевал не всегда. Итак, Приморск. Небольшой вокзал, не больше 5 путей. Раньше было в 2 раза больше, но они сняты. Рельсы увезены. Деревянные шлалы оставлены в земле гнить. Станционные пути пусты, вагонов никаких нет. Короче, загнулась станция Приморск. Поехали дальше. Прошла тетя-билетерша-контролерша. Сказали, что денег нет, билетов тоже, а ехать надо обязательно. Она ушле ни с чем, особо не скандалив, сказав только, что без денег обычно за поездом по рельсам идут.

Следующая станция, мной замеченная – Прибылово, совсем маленькая. Можно сказать, что разъезд, но имеется станционное здание и туалет. В Советский приехали на 10 минут позже расписания и встали… По радио никто ничего не говорит, поэтому решили пойти в первый вагон узнать, что делать и когда поедем. Оказалось, что «примерно через час» пойдет наш поезд, а следующий поезд до Советского и поедет до Советского и ждать мы его не будем. Решили оглядеться. Станция довольно большая – 10-11 путей. Много порожних вагонов разных типов, никаких локомотивов и путевой техники кроме нашей Машки и собаки не было. Имеется станционное здание, вокзала нет никакого. Расписание поездов представляло собой лишь какую-то совокупность цифр без указания маршрутов поездов и даже их направления. Магазин (единственный на всю округу) закрыт. До самого поселка и автостанции 3 км, так что оставалось надеяться и верить, что наступит тот момент, когда наш чудо-поезд тронется. Машинист в спортивном костюме занимался визуальным осмотром тележек электрички, попутно куря Беломор (или Приму?). Кстати, как оказалось, станция Советский – это не дыра, как мы думали – там прекрасно ловится МТС, в связи с чем я поговорил с другом. Наконец, мы поехали – ровно в 13.40. Собаку из Питера не дождались – уехали без нее. На станции Попово (ветка на Высоцк [погранзона]) зачем-то прождали еще 10 минут. Наверное, диспетчер решил немного поспать.

Выборга достигли в 14.20. Здесь нас уже дожидалась ЭТ2М-050, которую с утра мы заметили в Питере. Решили идти прямиком к замку, по дороге немного перекусив. Шли по маршруту моего первого посещения Выборга – по Крепостной. На самом деле, классная улица – узенькая, на манер многих европейских. Выложена брусчаткой, с крутыми подъемами и спусками. Погода нехорошая – дождь, ветер, но солнышко уже хотело выглянуть. В замке увидели сцену, на которой ставили «Бориса Годунова», о чем в свое время прожужжали все уши по всем каналам, а также сиденья для зрителей. Все-таки это классная затея – устраивать постановки под открытым небом, особенно в подобных культовых местах. Поднялись на башню. (Билет подорожал – теперь для студентов музей и башня по 10 рублей.) Как ни странно, выглянуло солнце. Супер! Наконец-то удалось сделать панорамные фотки. Был на башне уже 2 раза, но в первый не было фотоаппарата, хотя была прекрасная погода, а во второй был сильный туман и практически ничего не получилось. Теперь же было очень красиво – солнце не лепило, а выглядывало из-за туч, что улучшило красивость фотографий. Еще сходили в парк, который имелся поблизости. К сожалению, это был не Монрепо, хотя и здесь было красиво. Обнаружили небольшую скалу, памятник Петру I, камушки. Кр-р-расота! Обратно на вокзал пошли по набережной, на пути к вокзалу нас застал ливень, от которого мы пытались спрятаться в продуктовом магазине. Этот  магазин был довольно странный – весь торговый зал использовался под склад, а для покупателей оставался очень узенький проходик. Передвижение по тротуару представляло собой увлекательнейшее занятие, поскольку приходилось шарахаться от каждой машины, брызги от колес которых так и норовили измочить нас полностью.

На вокзале были замечены ЭР2-1309 и ЭР2-1283, дизель Д1-555-1, еще один дизель, 2 локомотива М62 с вагонами от дизелей. Все-таки дизеля и вагоны от них используются в Выборге только летом, на зиму их консервируют, а выкатывают простые межобластные вагоны. Мне кажется, что дело в отоплении, которое у стареньких красных дизель-поездов не работает. К нам подсела какая-то алкоголичка, спросившая меня что-то про ее часы (типа, почему они сломались). Я поддерживать разговор не хотел, пришлось отдуваться моей спутнице. Я же притворился спящим, вскоре уснул на самом деле, но 2 раза просыпался – сверху что-то капало прямо за шиворот. Женщина рассказывала о своих дочерях: какие они умные и послушные. Вышла в Кирилловском, чем меня очень обрадовала – не пришлось ехать с ней до самого Питера. Спал до Репино, после чего тупо смотрел в окно до конца. Контроля не было. Хотел выйти в Удельной, тем самым я бы сэкономил бы немного времени, но Катя решила ехать до вокзала. Там перелезли через забор и направились к метро.

 

16 сентября 2002 года. Псков.

В воскресенье 15 сентября ездил на ДР одногруппницы на Карельский перешеек, причем пришлось это делать на маршрутке, хотя я пропагандировал электричку. Гораздо приятнее ехать в трамвае, чем трястись в каком-то долбанном драндулете.

На следующий день, в понедельник, я поехал во Псков. Желание появилось накануне, уже осле приезда с дня рождения. Сказано – сделано! Все-таки нельзя мне ничего заранее планировать, поскольку ничего не получается. Лишь спонтанные поездки получаются чаще всего. Ехать – значит ехать. Благо, сейчас имеется поезд Луга – Псков отправлением 11.12, по причине чего можно из Питера выезжать утром, а не накануне вечером – тем самым удается избежать малоприятной ночевки в Луге. Помню, там на вокзале ночной клуб!

Приехал на вокзал за 25 минут до отправления поезда. Холодрыга жуткая! Решил сесть в электричку (ЭТ2-023), чтобы полностью не замерзнуть, а когда объявят о поезде до Луги, – перейти  в него. Правда, я надеялся на то, что именно эта электричка и окажется лужской. Так, кстати, и получилось – у народа, начавшего занимать места, я узнал, что все они надеются на этом поезде достичь Луги. Контроль присутствовал и даже прогнал меня в тамбур (я сидел в последнем вагоне), но никаких мер карательного характера ко мне применено не было. Денег-то у меня нету!.. В Лугу приехали в 11.10, а поезд до Пскова по расписанию должен уходить в 11.12. Забежал на вокзал, где купил билет до Серебрянки (4.5 рубля – дорого!!!) и увидел, что расписание на большом табло на участке СПб – Луга занавешено и не действует, а действует особенное расписание – повешенное рядом на маленьких листах бумаги. Как оказалось, мой поезд следовал из Новгорода – как я и предполагал. Просто как-то в расписании Игоря Лапшова я беглым взглядом увидел надпись Новгород – Псков. Время тогда смотреть было некогда, да я и незаострил на этом своего внимания. Уже в поезде я совместил расписания поездов 6509-6956 и 6610-6957 и нашел там некоторую согласованность. К слову, в Луге в расписании эти поезда разделены.

Вход в поезд был свободный, но я по собственной инициативе всучил билет проводнице, которая увидела, что мой билет до Серебрянки. Я решил свалить в другой вагон – он не отапливался, народу не было совсем. Поезд состоял из ТЭП70-0284(?) и двух вагонов (1 – межобластной, 2 – с деревянными скамейками). Проводник поинтересовался, куда я еду, беспокоясь кА бы мне не проспать. Здесь я совершил ошибку. Я достал свой билет и отдал его проводнику. Ведь требовалось только сказать:

- До Пскова.

Но я зачем-то показал сей билет. Правда, это мне никак не помешало доехать до Пскова. Мужик взял билет, посмотрел на него, надел очки, опять его посмотрел, отдал билет и больше меня не беспокоил. Мой вагон начал заполняться только после Струг-Красных и Плюссы. Наверное, в теплом вагоне мест уже не осталось. Проводник был ленивый и обилечивал только тех, кто сам этого желал. Наш поезд ехал довольно быстро, иногда разгоняясь до 75 км/ч. Останавливался только на станциях, остановочные пункты и платформы мы пропускали.

В Торошино был замечен пригородный поезд Торошино – Псков с ТЭП70-0132 и 6 вагонами (все – с деревянными скамьями). Во Псков приехали по расписанию. Сначала – вокзал. Так и остался он в лесах, ремонтируемый, как помнил его я со времени первого и последнего своего посещения Пскова год назад. Только вроде как краска свежая, но не везде, а только с одного края. Мой поезд уехал обратно с тем же локомотивом, а я остался во Пскове. На станции стояло много вагонов – составы на Карамышево, Торошино, Дно, Лугу etc. На всех – фирменные таблички с гербом Пскова. До меня настойчиво кто-то пытался дозвониться, но всегда звонки срывались. Понятно было, что по межгороду. Начал искать переговорный пункт, который сразу и попался мне на глаза – я догадался, что звонила матушка. Рассказал, что нахожусь во Пскове, поболтал и отправился к центру. Первым делом – к набережной, на Великую реку смотреть. Пришел. Ветер, холодрыга, серо, мерзко… Пошел вовояси – на полуразрушенные церкви смотреть. Прошел мимо Поганкиных палат – ремонт идет полным ходом. Ведь в следующем году у Пскова юбилей – 1100 лет! Древний город… Вообще видно, что город потихоньку преображается. Чистенько, урны модные красивые часто встречаются, стены крепостные восстанавливаются (ведь от них ничего не осталось в некоторых местах кроме как небольшой бугорок – известняк, он камень не прочный). Народные умельцы камни пилят болгарками, кладут на строительную смесь (песок и цемент), устанавливают деревянные крыши. Пошел дальше. Увидел интересный дом – оказалось, Планетарий. Ничего себе, не ожидал, что во Пскове планетарий можно отыскать. Прогулялся через парки до речки Псковы, которая представляет собой ручеек с запрудами. Рядом с ней некогда была башня, которая сейчас совершенно скрылась от глаз под землей и травой – выглядит как большой холм. Как знать, может восстановят кремль к юбилею. По камням перешел на другой берег Псковы и пошел обратно к вокзалу, коего вскорости и достиг благополучно. До поезда было еще достаточное количество времени, поэтому принялся бродить по станции.

-    Уехал поезд Псков – Дно с М62-1789 с 5 вагонами и 1 багажным;

-    Прибыл пятивагонный поезд Порхов – Псков с М62-1334;

-          Прибыл 4вагонный поезд Скангали – Псков с ТЭП70-0274;

-          Производил маневровые работы ЧМЭ3т-7303;

-          Прошел грузовой с цистернами с 2ТЭ116-114.

Объявили посадку и на мой поезд. Купил билет на 2 зоны за 1.20. Странно. Зона из Луги во Псков стоит 1.5 рубля, а обратно – 1.20. Только в России такое возможно! В поезде завалился на верхнюю полку в плацкарте. В вагоне было довольно тепло, и я почти сразу уснул и спал до Лямцево, потом немного повалялся, слез с полки и побеседовал с людьми, ехавшими внизу – как сегда про нищенское существование всех россиян. Вез нас ТЭП70-0274, тянувший поезд Скангали – Псков. В Лугу прибыли точно по расписанию. Зашел на вокзал переписывать то расписание, которое действовало – висевшее с утра на листочках. Но когда я пришел, действовало уже то расписание, которое было размещено на большом табло. То есть я стал свидетелем смены расписания. Переписал сие расписание и почти сразу уехал в Питер. Контроль пошел после Гатчины. Ко мне подешел мужчина и спросил билет. Я загробным сонным голосом:

-          У меня нет денег.

-          Оплачивайте.

-          Нет денег.

-          Чего? Не понял…

-          Денег у меня нет.

Дальше неразборчиво либо «В следующий раз так не ездейте» либо «Пойдемте сейчас с нами». Впрочем, скорее всего первый вариант, потому как контролеры сразу ушли, меня с собой не взяв. Приехал по расписанию в 23.50, на метро успел без проблем. Достиг общежития в 0.45 – за 15 минут до ее закрытия. Пропуск не спросили. Спать рухнул сразу, даже не стал разбирать рюкзак.

 

17 – 18 сентября 2002 года. Кириши.

В общем, рассказать нечего, кроме того, что каждая поездка в Кириши мне дается сложнее, чем езда в Москву. Вся беда в контролерах.

Но в этот раз все обошлось – в 4-х поездах не встретил ни одного представителя сей братии. Доехал сначала до Ижор, где пересел на поезд Рыбацкое- Невдубстрой, на котором добрался до Мги. Сначала должен был пойти трамвай на Пупышево, но его обогнал мой – будогощанский. Почти не опоздали. Полчаса на этом направлении – это как в аптеке!

Обратно добирался через Саблино, причем на участке Мга – 22 км электричка ползла со скоростью 15-20 км/ч, в то время как на магистральном ходу шел на 2 минуты раньше расписания. Наверное, машинисту не захотелось стоять 20 минут на ст. Пустынька, потому и не торопился. Хотя, это дело диспетчеров.

 

19 сентября 2002 года. Старая Деревня.

Ходил на Финляндский вокзал переписывать подвижной состав ТЧ-20, а потом и проехался до Старой Деревни, заодно посмотрев на развязку с главным ходом.

 

21 – 22 сентября 2002 года. Тверь – Бологое – Дно.

Я уже писал, что расслабился совсем. Последней смелой поездкой я считаю апрельское хождение по Веребьинскому обходу (см. рассказ «Палец Императора»). Ни в мае, ни в июне, ни в другие летние месяцы не посетил ничего нового интересного, за исключением, пожалуй, Тулы. Плохо это, конечно… Все-таки путешественником себя считаю, хотя, наверное, таковым признать меня никак нельзя – слишком много времени сижу дома и в городе и слишком мало провожу в дороге этого драгоценного времени. Много еще Интернет стал отнимать. Обновление расписаний, конечно, дело хлопотное, но не должно оно мешать основной моей путешественнической деятельности. Об учебе я промолчу – это особенный разговор.

Собственно говоря, эта поездка задумалась 20.09 как чисто техническая – сверка расписаний по станциям на магистрали, поскольку за неделю до этого стало известно о последних изменениях на дистанции Москва – Бологое. Вероятно, менялось расписание и на участке Малая Вишера – Бологое. Служебка служебкой, но ничего более достоверного, нежели расписания на местах, нету. Поэтому и надумал проехаться до Твери, отночевать там и отправиться восвояси домой. Но оказалось, что при таком раскладе приходилось 2 раза провести в Окуловке по 4 часа, чего не очень-то хотелось. Нужно было искать другого выхода. Можно доехать до Москвы, отночевать там, но много времени пришлось бы сидеть в уже изученных Бологом и Твери.

Посмотрел атлас. 2 варианта:

- Дно

- Сонково.

Оба одинаково приемлемы. Решим потом, по ходу. Недавно хотел мотануться из Пскова в Дно, но не захотелось сидеть в этом славном городе Дно более 12 часов.

Собрал вечером рюкзак, в котором оказались:

- спальник, который не понадобился

- атлас железных дорог

- путевая тетрадь

- ежедневник (которая представляет собой 2-ю путевую тетрадь)

- жалкие остатки печенья, принесенного к чаю одногруппницей

- ручка

- карты Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей

Больше не взял ничего, да и этого было довольно много, достаточно и даже несколько лишне.

Утром встать было довольно сложно, что в лишний раз подтверждает то обстоятельство, что совсем я обленился. Были даже предательские мысли поспать еще и, выспавшись, пойти в библиотеку попортить глаза. Но другая мысль о том, что в остальное время заниматься в Питере нечем, возымела на меня некоторое действие и я вылез из-под теплого одеяла. В комнате очень холодно – сентябрь, это знаете ли, не май-месяц, ни Бабьего лета тебе, ни золотой осени… Не полагал я, что такие погоды будут стоять.

Собрался быстро, вышел в 6.15. Дверь опять закрыта, на пробуждение вахтерши уходит минуты 3. Недовольная, дверь все-таки открыла, взглянув сонно на часы. Блин, тетеря, 20 минут как работать уже должна. До вокзала добрался на метро. На улице еле светает, холодно, промозглый ветер, неприятно. Хорошо, что взял вязаную 3-цветную шапочку. Выглядел я интересно: сине-белые кеды, штаны КМФ, кожаная черная куртка, под ней – коричнево-белый свитер, а на голове – бело-сине-голубая шапочка. К-р-р-р-асота!!!

На вокзале имелась только моя трамаина ЭР2-963, на которой столько уже поезжено! Сел и уснул сладким сном почти до Тосно. Разбудили контролеры на подъезде к этому самому городу. Протягиваю пятачок.

- Хм. Что это?

- У меня больше нет.

- В тамбур.

В тамбуре пятачка стало жалко, прошел один вагон, в это самое время мы подъехали к Тосно, где я спокойным шагом прошел по платформе в свой вагон, сел на свое место и продолжил свой путь, по ходу отсыпаясь. Вообще народу было много, причем ни в Любани, ни в Чудово его не убавилось, как было ранее. Все люди продолжали свой путь до Малой Вишеры. После Чудово пошли билетерши, предлагавшие свои билеты от Вишеры до Окуловки. У меня желания покупать билет не было, поэтому отвернулся и никак себя не обнаруживал. В Малой Вишере подъехали к 1-й низкой платформе. За месяц здесь ничего не изменилось. У высокой новой платформы стояла 10-вагонная 1071, ездящая в Новгород, судя по табличке, что было сюрпризом. На моей памяти в этих местах ничего более 6-вагонных составов я не замечал. Сверил расписание: изменений никаких, только временные изменения и отмены поездов на участках МВ – Окуловка и МВ – Волховстрой-1. Объявили об отправлении моей псины – 10.20. Машинист также сказал, что отправимся  10.20, хотя по всем расписаниям должны отправляться в 10.17. Странно. Прибыл поезд из Окуловки – 8-вагонная ЭР2Т-7195, которую на этом участке не видел. Светофор открыли ровно в 10.20. и мы отправились. Надо полагать, какие-то местные заморочки и начальство об этом не знает.

Что ж, поехали. Народу стало еще больше. В Бурге зашли контролеры – мужик с теткой. Мужик злой и отправил «на выход». Прошел пару вагонов, после чего остановился в тамбуре и стал смотреть съезды на старую дорогу (веребьинский обход). На 193 км ничего не изменилось, сняли только светофор на старом участке. Контролеры прошли мимо меня, сделав вид, что не заметили. Я к ним на общение не напрашивался. Стоит отметить, что после 1 июля (день вступления в силу нового КоАП, который кроме всего прочего ужесточил наказание за безбилетный проезд в железнодорожном транспорте) многое поменялось. Теперь такой халявы, какая была ранее, нет. Редкие проверки добрых тетенек сменились серьезными ревизиями не очень добрых мужиков. Короче, стало также, как и везде в других местах. Скажем, если самыми сложными моментами в путешествии в Москву были проверка поезда СПб – Москва, перронный контроль в Твери и турникеты на Ленинградском вокзале, то теперь приходится ловчить на всем протяжении магистрали. Впрочем, в виду наличия у меня определенных навыков в этом деле, никаких проблем не возникает.

Подъехали к 204 км. На старых путях стоит множество разнообразной техники. Одних только пассажирских вагонов, используемых в качестве бытовок и жилья для рабочих 8 штук. Также стоят различные краны, путевая техника, маневровый локомотив и 2 двойных «машки» - это то, что не скрывалось за лесом. Решили-таки убрать то, что  не разворовали. Правда, осталось там мало – столбы да рельсы со шпалами. Будь местные немного поживей, тогда б и этого уже не было. Все внутренности систем сигнализации (различные реле, светофоры etc.) были либо раздолбаны пацаньем, либо унесены предприимчивыми. Съезд не изменился – стрелка на 2-м главном пути. Наката на рельсах стрелки нет, так что около месяца со старой дороги на действующую ничего не ездило. Зашел вагон, где народу стало немного поменьше (вышли во Мстинском Мосту и Торбино) и где проспал до самой Окуловки. Дальше поезд не идет, хотя на Московском вокзале он объявляется как СПб – Малая ВишераУгловка. Причем, никак, даже резервом. К слову, на вокзале в Окуловке указано, что трамваина ездит до Угловки. Странно, наверное, тоже местные выкрутасы.

Вокзала в Окуловке не стало… Я видел пустую платформу еще 25 августа, но тогда не смог сфоткать сие, теперь же запечатлел на память эту красоту: пустота, разбросанные кирпичи и какие-то бетонные глыбы неправильных форм. Разруха. Рядом стояли ЭР2-1253 о 8 вагонах и М62-1567 из Хвойной. В тепловозе никого не было. Попутно сверил расписание, изменений, кроме временных, нет. Пошел посмотреть на бывшее депо. 2 постройки – ангар и веерное депо с поворотным кругом. Первое порушено совсем, без крыши и с выбитыми стеклами. Рядом валялась кабина от ТГМ3В-2145 Инв. № 215, приписанного к ТЧ-6 Окт. жел. дор. (Малая Вишера) и еще какая-то кабина, но определить от чего – невозможно, поскольку все записи стерлись. Обошел округ веерного депо – какая-то жизнь теплилась: рядом с дверью «дежурный по депо» стояла легковая машина российского производства, и из соседней двери вывалились двое пьяных железнодорожника. Вошел во внутренний дворик, заснял поворотный круг. Он совершенно зарос травой, не использовался, наверное, лет 5-10. Интересно, что в этом «депо» делают? Не иначе, как крючки для туалетов из жести гнут.

М-да… Еще около 3.5 часа где-то надо время проводить. Решил пойти в сторону Москвы посмотреть на щит Петербургского отделения Окт. ж д. Станция просто мертвая! Никаких маневровых работ, ни одного объявления диспетчера по станционной громкой связи. Больше половины путей станции никак не используются, о чем говорит ржавчина на оных. Думаю, следовало бы вообще ликвидировать станцию Окуловка, а если этого нельзя, то снять половину путей и направить рельсы куда-нибудь в нужное место. Короче, Окуловка с каждым годом становится все большей дырой и деградирует. Наконец, занятый подобными мыслями, пришел к щиту. С одной стороны на нем написано «Счастливого пути!», а с другой – «Добро пожаловать!». Уже довольно попорчен – некоторые буквы наполовину отвалились из-за того, что в этот щит кто-то кидался булыжниками. Мио проходили только грузовые поезда, всего около 5. Пошел обратно, не стоять же час под этим щитом, как дураку. Со стороны 2 пути имеется еще одно депо, на сей раз не локомотивное, а различной путевой техники. Я заметил только 3 единицы подобной техники: кран, путеукладчик и снегоочиститель. Может быть, еще что-то стояло, но я того не заметил. Поблизости – 3 пакгауза, пути заросли, стрелка на станционные пути снята. Используются как склады чего-то, неподалеку стояла грузовая машина. Еще один пакгауз находится рядом с вокзалом, правда, он не используется в качестве такового. К нему подогнали вагончик, где располагается касса и зал ожидания. Мимо пролетел поезд 24 Москва – СПб. Подошел к тепловозу, о котором уже писал, рассмотрел его поподробнее. Все-таки красивая машина! У него – склад всякого рода железобетонных изделий: лестницы, плиты, П-образные штуковины для строительства дренажной системы и т. д.

Времени до черта. Что еще делать? С привокзальной площади доносятся всяческие музыкальные звуки – оказывается, в этот день в Окуловке был большой праздник – Богородицкая Ярмарка, местные жители говорили, что сегодня День Города. Посетил я эту ярмарку – обычная барахолка, с нескольких импровизированных слышна музыка из 2-кассетников, а на некоторых даже кто-то кривляется. Местным весело, не весело только путешественникам, в подобную дыру попавшим. У памятника Миклухо-Маклаю ярмарка закончилась и вновь возникла проблема досуга. После минутных раздумий было решено дойти до станции Окуловка-2, которой я не достиг летом этого года, когда также торчал в Окуловке. Шел довольно быстро, потому что времени уже оставалось не очень много, а туда-обратно надо было пройти километров 7. Сначала следовал по улице, потом по самой ветке. Наката на рельсах нет совершенно никакого, только тоненькая полосочка по середине рельса. Если бы я достоверно не знал, что здесь 2 раза в неделю ходит пассажирский поезд, я бы подумал, что никакого движения на этой линии нет. О грузовом движении говорить не приходится. Короче, ветка ОкуловкаНеболчи умирает и уже, наверное,  в следующем году, умрет совершенно. Путешественники! Торопитесь посмотреть красоты новгородских лесов!

Наконец, дошел до станции. Называется она Поддубье, а не Окуловка-2, как я предполагал. Вокзал старинный, 1911 года постройки. Слева располагается зал ожидания и кассы, а в правой стороне находится станционное помещение. В вокзал зайти не удалось, поскольку на дверях висел большой навесной замок. 2 низких перрона, 6-7 путей – вот и вся станция. У вокзала – какой-то сарай с табличкой «БАГАЖНАЯ КЛАДОВАЯ», на дверях было еще 2 таблички, но одну отвинтили или сама отвалилась, а вторая такого содержания: «Не выходите из вагона до полно остановки поезда». 2 станционных пути аняты деревянными вагонами, которые стоят там, наверное, не меньше двух лет. На обратном пути заметил, что рядом со станцией кипит работа – погрузка леса на автомашины. Как знать, может, лес возят по ветке до Поддубья, где разгружают, а может здесь просто перегружают на другие машины. Обратно шел по путям, попутно вспомнив место, где летом валялся и читал книжку в ожидании электрички. Место там прикольное: березки, вообще вид красивый. Тогда мне не пришлось там долго полежать, потому что муравьи начали залезать во все места. Эх, лето!!! Захотелось яблок. Не знаю, почему, но… яблок! Как назло, яблонь в округе не было, зато нашел пару рябин, поэтому поглотил несколько гроздей. Рябина была не очень горькая – видать, морозец ее уже прихватил. Аккурат от первого километрового столбика начинается гравийная подсыпка и железобетонные шпалы. Интересно, зачем? Для комиссии? Наката на рельсах по-прежнему никакого.

Подойдя к «вокзалу» заметил, что ярмарка уже свернулась, подпивший народ расходился по домам. Заглянул за забор строящегося вокзала. Навезли кирпичей и техники. Значит, надо полагать, вскоре строительство будет продолжено. Электричка на Малую Вишеру уже уехала. Сел в свою, на которой приехал из Ленинграда, где наблюдал «Юность». После отправления этого поезда поехали и мы. Наконец-то выбрался из Окуловки, страшной дыры!

Контроль – бабушка, никак не напрягла. Только вот сразу после нее в вагон зашел сотрудник милиции и почему-то сразу подошел ко мне. Попросил показать документы. Я вытащил студенческий и паспорт.

- Билет-то есть?

- Нет денег у меня.

- А едешь куда?

- В Тверь к другу.

- А как же без денег?

- Да мне стипендию повышенную – 192 рубля платят, так откуда же они возьмутся?

Начал переписывать паспортные данные к себе в помятый блокнотик.

- А это зачем, – спрашиваю.

- Для себя.

- ?

- Что-нибудь произойдет – вот и будет.

Не поняв, что же все-таки будет, я не стал спорить о правомерности и эффективности проводимой работы. Наконец, мент ушел, и вскоре наш поезд достиг станции Бологое. Здесь были замечены:

- ТЭП70-0360

- ВЛ10-1739 и еще один

- ВЛ10у-744

- ЧС2т-1005, 978, 1016, 1015, 1038, 976

- ЧС6-015.

Достигнув Твери, переписал расписание и электротрамваи, проводил московскую электричку и сразу отправился обратно – на торжокском поезде. Решил не торчать в Твери, где делать было совершенно нечего, а добраться до Лихославля, откуда уже словить последнюю бологовскую собаку и на ней доехать обратно в Бологое, где я уже был сегодня. Перронный контроль проигнорировал поезд на Торжок, хотя билеты на московскую электричку смотрели 5 тетушек. В Лихославле переписал тамошнее бестолковое расписание, которое не согласовывалось ни с бологовским, ни с тверским. Прогулялся по ларькам, проводил последний на сегодня электропоезд Бологое – Тверь, почитал всяческую информацию, которая в большем количестве висела на стенах вокзала. Среди всего многообразия можно выделить 2 самых забавных:

Вход с собаками и велосипедами в помещение вокзала запрещен. Штраф – 10.00 рублей.

/Основание – решение ЗакСа по Тверской области от…/

 

Вход в здание вокзала с 24.00 по 05.00 платный – 5 р. 71 к. кроме пассажиров, имеющих железнодорожные билеты и приобретающих их.

Ниже висит лист бумаги формата А4 со следующим содержанием:

«а также разрешается бесплатный вход:

1)                          Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям социалистического труда, Кавалерам трех орденов Славы в российских Вооруженных Силах;

2)                          Депутатам Совета Федерации, Государственной Думы и местных советов, их помощникам и сопровождающим;

3)                          Ветеранам Великой Отечественной Войны и лицам, приравненным к ним;

4)                          Жителям блокадного Ленинграда и награжденным медалью «За оборону Ленинграда»;

5)                          Инвалидам всех групп и сопровождающим инвалидов первой группы (не более одного сопровождающего);

6)                          Детям в возрасте до 10 лет;

7)                          Военнослужащим рядового состава;

8)                          Судьям Конституционного Суда Российской Федерации;

9)                          Лицам, имеющим последствия чернобыльской катастрофы;

10)                       Работникам прокуратуры, имеющим классные чины;

11)                       Работникам Российской Транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации;

12)                       Лицам рядового и начальствующего состава милиции;

13)                       Работникам железнодорожного транспорта.

(Основание: Указание начальника Октябрьской жел. дор. №ЛТ-6/22 от 24.05.94.)».

Вот как: чем занимается «ЗакС по Тверской области» и начальник Окт. ж. д. Посмеялись, развлеклись? Едем дальше.

Наконец, подъехал мой транспорт, на котором я и добрался до великой станции Бологое. Всю дорогу спал, но так и не выспался. Наконец, решил, куда я буду держать путь дальше – был выбран западный путь. Итак, я еду в город Дно! Что ж, давненько меня там не было!

В Бологое несколько сюрпризов. Первый – вокзал теперь стал платным. Отныне за зал ожидания ночью придется выложить 2 рубля. За эти деньги вам предоставляется сиденье, 2 бегающие беспризорные собаки и даже телевизор, показывающий ОРТ и РТР. Самое плохое то, что по окончании трансляций он начинает пищать, а процедура выключения телевизора бабушкой довольно продолжительна. Второй – туалет тоже стал платным. Стоит 2.5 рубля, об улучшении обслуживания ничего не знаю, поскольку предпочел прогуляться до 6-й плаформы. Да, конечно, 2.5 рубля – несущественно, но все-таки обидно! Летом стал платным сортир в малой Вишере, теперь вот Бологое. Следует ожидать, что и за дырку в Окуловке скоро придется платить. Ночь провел в зале ожидания, причем заходил туда 2 раза и ни разу не заплатил. Описывать, как, лень – все очень просто и непринужденно. Кстати, входящему и заплатившему даже билетик дают. Вот как! Еще сюрприз приподнесло электронное табло. Оно отображало мой поезд как 600-й пассажирский. Мне это чрезвычайно не нравилось, и только когда я купил билет на пару зон, понял, что волновался зря.

Вошел в вагон, показав свой билет, сразу перешел в другой (сидячий) вагон и уснул сладким сном. Народу ехало немного, поэтому рядом со мной никого не оказалось. Но безмятежно спать удалось не все время езды. После Валдая действие моего билета закончилось, потому что после этой станции началась другая тарифная сетка (другая область, блин…), поэтому проводница начала собирать деньги со всех в вагоне находящихся. Наконец, добралась и до меня.

- Куда едем?

- Вы знаете, у меня больше денег нет.

- Еще один! Нет денег – так и ехать незачем. Куда тебе?

- До конца, в Дно.

- В Дно ему… Весь вагон пройду – прошу к себе, разбираться.

Как я понял, был «еще один» мужик, жалевший своих денег. Правда, с ним разбирательство прошло быстро: наверняка, денежка все-таки нашлась. Проводница, – кстати, молодая и симпатичная – подошла ко мне и говорит:

- Ну что, я жду тебя, дорогой.

Пошел. У нее в купе кроме нее находился человек лет 25-27. Дальше состоялся разговор, в котором я настаивал на том, что у меня нет денег больше показанных 2 рублей, а они, в свою очередь, - что я вру и лучше бы мне деньги поискать. Было дано время – пока не доедем до крупной станции. Разрешили даже сесть на свое место. Я сел и стал думать, что делать дальше – ехать, вероятнее всего, дальше не получится. Значит, придется рассмотреть эту станцию и на встречном поезде ехать обратно в Бологое. Вот так, не получилось увидеть Дно. Подошел мужик и позвал в нерабочий тамбур:

- Пойдем покурим, поразговариваем.

Пошли. Там я рассказал, что еду домой во Псков. Он сомневался, поэтому спросил про улицу (конечно, Советская), микрорайон (это же центр, нет там никаких микрорайонов), автобус от вокзала до этой улицы (семерка, именно ее я видел в том районе).

- М-да-а. Действительно во Пскове живешь. А как от Дно туда доберешься? Денег-то нет.

- Не знаю, может – на попутке, может – на пригородном.

- Вот не понимаю, как можно ездить без денег, на то надеешься.

- На понимание… на доброту.

- Иди к ней [к проводнице] и скажи спасибо.

Так, собственно говоря, я и сделал. После абсолютной реабилитации занялся переписыванием расписания, которое висело на стенке вагона. Имелись выкладки по маршрутам: Бологое – Сонково, Бологое – Дно и Бологое – Осташков. В середине работы стало скучно, но, пересилив себя, завершил-таки ее. В Старой Руссе много народу вышло, а зашло немного поменьше. У соседнего перрона стоял ТЭП70-0238 с поездом Дно – Валдай, состоящем из 2 вагонов (межобластного и плацкартного). Стоянка в Руссе – 15 минут, но я выходить не сталь, дабы не раздражать и до того недовольную проводницу. Остальная дорога прошла спокойно, занимался рассматриванием пейзажей за окном. В Любнице встретились с пригородным поездом из 1 вагона, ведомым ТЭП70. На подъезде к Дно увидел что-то похожее на музей железнодорожной техники: множество всяческих локомотивов. Это находится между остановками Дно-3 (Витебский Парк) и Дно. Чрезвычайно захотелось туда успеть, хотя времени было не так много. Наконец, приехали! Ура! Я в Дно и в очередной раз сделал это! В очередной раз благодарю проводницу. Переписал служебку, купил у бабки яблок, недорогих и хороших, которые ел аж до Оредежа. Уехал поезд на Великие Луки (локомотив ТЭП70). Погулял по городу – рынку, автостанции (где переписал автобусное расписание), по станции в непосредственной близости от вокзала. Приятно удивило то, что в этот день в городе я увидел… людей. По своему прошлому посещению Дно судил, что он вымер и люди здесь обитают только на вокзале, поскольку имели неосторожность выбрать эту станцию в качестве своей пересадочной. Нет, люди в Дно живут, хотя их и немного. Время еще оставалось, не густо, правда, поэтому решено было дойти все-таки до того депо (или музея?). Дорога моя проходила через действующую сортировочную станцию и депо. По дороге были замечены:

- ТЭМ17-001

- ТЭМ18-001 (ТЧ-14)

- 2ТЭ116 в больших количествах

- 2ТЭ121 в нескольких экземплярах

- различная путевая техника

Идти до места было довольно далеко, как оказалось, но все-таки я дошел! К сожалению, это был не музей, а просто типа парка списанной техники или базы отстоя. За чрезвычайно малое время, у меня имевшееся, удалось кое-что рассмотреть. Мешал высокий деревянный забор и ряд порожних вагонов на пути рядом с этим забором. Итак, за забором имелись:

- паровоз Эр768-04

- электровозы ЧС2т, непонятно, как здесь взявшиеся, и в большом количестве (я видел около 15 штук, но, вероятно, их было гораздо больше). Все из ТЧ-8.

- «машки» - одно- и двухсекционные

- сгоревший ТЭП70 из ТЧ-21 Окт. (Волховстрой). Порядкового номера не было, но удалось записать 8-й номер.

- 2ТЭ10М – с МЖД

- 2ТЭ121 и 2ТЭ116.

Вообще, много техники было с Московской дороги.

К сожалению, времени больше не оставалось, поэтому рассмотреть все, к сожалению, не удалось. Пора было возвращаться к вокзалу, где меня ждал поезд на Оредеж. Я купил билет на 1 остановку (142 км), залез в плацкартный вагон. Людей было порядочно, верхние полки были заняты всякими корзинками и кошелками. О традициях езды на этом поезде я писал в рассказе о путешествии в Белоруссию. Собственно говоря, из-за этого поспать не удалось, хотя не очень и хотелось. Рассматривал по дороге проезжаемые пейзажи Новгородской области, больше делать было нечего.

Моя путевая тетрадь – бывшая тетрадь по культурологии. Там мной было написано пара страничек, поэтому она была совершенно полной. На обложке ее написано: культУРОЛОГИЯ – типа, на первом курсе прикалывались. Так вот попутчик, увидев меня с этой тетрадью, спросил:

- Простите, вы не на медицинском учитесь?

- ? Нет. На юридическом.

- Просто у вас на тетрадке написано… не совсем этичное.

- Да это старая, там заметки всякие.

Не поняв смысла задаваемых вопросов, я уткнулся в окно и просидел так достаточное количество времени. На 242 км встретились с ТЭП70 и приг. поездом из Оредежа; на ст. Уторгош – с поездом Санкт-Петербург – Брест(ТЭП70), на ст. Леменка – с другим ПДС(ТЭП70), в Батецкой – с приг. поездом Оредеж – Батецкая из 5 вагонов и локомотивом ТЭП70-0156. В Оредеж приехали с 5-минутным опозданием, впрочем, на дальнейшем пути это никак не отразилось. Через 10 минут я покинул Оредеж. В электричке доел последнее яблоко и доехал до Ленинграда. Вот такая поездочка на выходных.

 

27 сентября 2002 года. Мга.

Собрался в Кириши, но, доехав до Мги, вспомнил, что есть дела в Питере, куда и вернулся.

 

28 – 29 сентября 2002 года. Кириши.

Туда ехал на 4 электричках, обратно – на 2 через Саблино. С контролем проблем не возникло.

 

30 сентября – 3 октября. Москва.

Начало месяца провел в родном городе. Рассказ об этом – в «Октябрьском отчете».

 

© Кудряшов Сергей, ноябрь 2002 года.

http://railstop.narod.ru

 

 

Hosted by uCoz