Республика Беларусь.

 

Признаться честно, давно уже мечталось в один из последних коммунистических островков нашей планеты. Все-таки удивительная эта страна – Белоруссия. И подтверждение тому – громадное количество всяческих легенд, вокруг нее ходящих. При слове Белоруссия сразу возникает множество ассоциаций: и картофельный край («к бульбашам поедем»), и социалистический уголок, и кефир в стеклянных бутылках с широкими горлышками со сметаной в треугольных пакетах, наконец, довольно-таки злобные менты с не менее злобными контролерами в электропоездах и ином транспорте.

Теперь понятно, почему очень хотелось съездить туда – хотя бы ради того, чтобы отделить вымысел от правды. Итак, решено ехать в это чудо… чудо цивилизации.

Планирование поездки прошло в своем развитии 3 этапа, причем главным критерием полагалось не количество дней (абсолютно не существенно), а километраж и города, которые мы должны были проезжать.

1.                            Итак, сначала маршрут выглядел таким образом: Санкт-Петербург – Оредеж – Дно – Новосокольники – Полоцк – Молодечно – Минск – Орша – Смоленск – Москва – Санкт-Петербург.

2.                            В процессе обсуждения, однако, этот маршрут претерпел некоторые изменения. Так, при знакомстве с расписанием, стала очевидной бесполезность оставаться ночевать в Новосокольниках, поскольку ранее идет поезд на Полоцк из Великих Лук, который не проходит Новосокольники, а проходит Опухлики. Также в маршрут добавлен город Брест – очень уж хотелось проехать до самой западной точки республики и тем самым сильно расширить свой западный горизонт. К тому же решено посетить Витебск, поэтому маршрут Орша – Смоленск преобразовался в маршрут Орша – Витебск – Заольша – Рудня – Смоленск с переходом границы своим ходом, т. е. ногами.

3.                            И в завершении всего решили ночевать не в Москве, а доехать до Коломне, где можно было и отмыться от всей белорусской грязи, а заодно прекрасно перекусить. Исправлен путь до Бреста: туда едем через Молодечно – Лида – Барановичи.

Таким образом, наш маршрут, не подвергавшийся изменениям с 15 февраля 2002 года, выглядит таким образом: Санкт-Петербург – Оредеж – Новосокольники – Великие Луки – Полоцк – Молодечно – Лида – Барановичи – Брест – Минск – Орша – Витебск – Заольша – Рудня – Смоленск – Вязьма – Гагарин – Москва – Голутвин – Москва и далее обратно до Санкт-Петербурга. 

Подготовка к поездке была на мое удивление очень тщательной. Ни разу еще в моей практике не было подобной регламентации маршрута. Кроме того, все знакомые за неделю уже знали о моей задумке ехать. Для меня это совсем не свойственно. Чаще всего, я даже сам не знаю, куда соберусь завтра. Просто гораздо удобнее, когда о твоих планах знают не многие и не все. Поэтому когда что-нибудь не получится. Не особенно и не обидно. Поэтому до самого нашего отъезда были какие-то странные предчувствия того, что какая-то гадость все-таки помешает осуществиться моим планам. Но как только я оказался в электропоезде СПб – Оредеж, я успокоился: все идет как надо.

О попутчиках. Помощник – Алексей, тот самый, который ездил со мной в Петрозаводск. Сам он намеревался ехать в Донецк, но потом все-таки изъявил желание ехать со мной. Должен был быть еще и третий – Володя из Москвы, однако по неизвестной до сих пор мне причине на Витебском вокзале в условленное время так и не появился.

Ну-с… Начали!!!

Республика Беларусь.

23 – 28 февраля 2002 года.

3350 км. 135 часов 30 минут. Средняя скорость – 24.8 км/ч.

23 февраля 2002 года.

Ну, поехали! Давно я этого ждал.

Наша электричка – в 06.42 с Витебского вокзала Питера. Вполне возможно было доехать туда и на метро, но нами было решено дойти до вокзала пешком – для закалки. Из общаги вышли в 05.10. Входная дверь закрыта, вахта шторкой завешена. Короче, мы уж подумали что вахтерша куда-то в другое место спать пошла. Стучим. Тишина. Еще. Опять ничего. Уже отчаялись. Тут кто-то засопел – она!. Через 3 минуты дверь была открыта и мы вышли на улицу. А здесь свои заморочки. На улице не плохо, а, как говорится в этих ситуациях, очень плохо. Ветер – как из аэродинамической трубы, причем он обдувает пытающегося идти со всех сторон, как ни странно. Температура около -7º C. Изморозь на дороге – проезжая часть вся белая, чем был очень удивлен, поскольку ранее никогда такого не видывал. Про пешеходов тоже не забыли – на тротуарах лед, причем какими-то буграми, идти по которым практически не возможно (да и теоретически тоже). На Невском же положение усугублялось еще и гранитными плитами, недавно уложенными вместо асфальта. На вокзал, тем не менее, прибыли, причем за 30 минут до электропоезда.

Здесь – другая беда: ужасный грохот. Видимо, пескоструйщики делали свое грязное дело – либо краску старую таким образом счищали, либо снег с крыш сдували. Очень рад, что все еще чего-то слышу. Более интересно другое. По всей длине первой платформы через каждые 40 – 50 метров горели то ли какие-то костры, то ли факелы. Все это выглядело как очень активная подготовка к празднованию 23 февраля.

Электричка – 6-вагонная с очень странной нумерацией (ЭТ2Р 903-904). Как я понял, головные вагоны – торжокские, а все остальные – рижские. Влезть в данную собаку было довольно-таки проблематично. Направление на Вырицу является дачным, поэтому основной контингент здесь – это бабушки и дедушки с кошелками, которым не важно только лишь сесть в электричку, а перед этим просто необходимо потолкаться вдоволь и на ноги всем понаступать. Давненько я этого не встречал, но зато вспомнил детство и выходные электрички Голутвин – Хорошово. Тем не менее места нам занять удалось, да и те возле прохода. Сидим. Пытаемся спать… Полуспать… Вокруг – тележки, сумки. Огромные рюкзаки, ведра, доски длиной во весь вагон. Кошмар, короче. Под Кобралово начинают билеты проверять. Будят.

-         Ваши билеты!

-         Нет, - бубню я, еще не проснувшись. Но почему-то мужик докапывается не ко мне, а к Лехе, который совсем не хочет просыпаться.

 Я говорю, что билетов типа нет и все такое и денег тоже, но контролер меня вроде как и не слушал. Попросили выйти в тамбур головного вагона. Но у меня было такое впечатление, что препровождали напарника, но не меня. В тамбуре разговор продолжился. Над нами склонились толстый мужик (т. н. «добрый»), худющий мужик (т. н. «злой») и воздержавшаяся тетя (нейтральная то есть, или пофигистка). Я полуспал. Поэтому общался Леха – говорил какую-то ерундень про Консерваторию, я вообще-то сам не очень понял. Но, как ни странно, к концу своей поездки контролеры были к нам расположены довольно-таки положительно и вдоволь вместе с нами посмеялись. Вышли они в Вырице, а мы поехали дальше – в Оредеж.

В Оредеже на 10 минут позже расписания, поэтому время пересадки сократилось на те же 10 минут. Поезд на Дно уже стоит – 3 плацкартных вагона (обычно 4). Что ж, будем брать! Честно говоря, я стормозил, поскольку решил билеты на одну зону приобрести (за 1.5 р.) – зря, поскольку на входе контроля не было. Ах, да! Погода все более ухудшалась: снег, ветер… Да и фиг с ней, с погодой. Между тем, подошел и локомотив – М62 из Ворошиловграда, односекционный. Сели в поезд. Народу просто море – все занято! Мода езды у местных странная – верхние полки занимать сумками. По крайней мере, неразумно. Мы устроились на разных боковых сидениях. Контроль – после Батецкой, женщина-билетерша. Посмотрев мой билет, тетя вернула его мне и пошла дальше. У Лехи она и вовсе не смотрела билет. Все очень хорошо для нас в этом поезде сложилось. Больше проверок не было и мы беспрепятственно добрались до Дно.

В Дно по расписанию. Был я уже в Дно, все здесь по-старому, ничего и не изменилось, кроме расписания, которое я подправил в своей тетради. Погода начинает улучшаться, снег уже не идет. Подходим к поезду. Он представляет собой 2 межобластных вагона + почтовый. Табличка на одном из них: Дно – Сущево – Великие Луки. Значит, поезд тем же составом идет до Великих Лук, а не до Новосокольников, как указано в расписании на вокзале города Дно. Ждем, пока начнется посадка. Нам начинают предлагать пирожки, но забесплатно отдавать не хотят (и почему?). Между тем начинается посадка. Становится ясно, что без билета в поезд легально не проникнуть, поскольку тетя жестко их проверяет – даже студенческие билеты и ученические справки требует предъявлять. В кассе покупаем билет на 7 км за 1.2 р. и садимся в поезд.

Поехали примерно вовремя. Сидим, развлекаемся, спим, едим. В окне псковские пейзажи, которые отнюдь меня не привлекают. Обычные пустыри, лесов мало, погода плохая, так что удовольствия особого нет. Скучновато… Между тем проехали Сущево.

-         Приготовьте билеты на проверку! – две наши проводницы решили проверить билеты у тех 10 человек, которые сидели в вагоне и тем самым себя и нас поразвлечь.

Подходят к нам.

-         Так! А это что такое, увидев наши билеты, воскликнула одна из них.

-         Дык… Денег у нас нет.

-         А что же тогда сели?

-         Ну… Ехать надо.

И начинается лекция о вредности такого нашего поведения. Женщины молодые (менее 30), поговорить охота. Наши ссылки на 23 февраля еще более их раззадорили:

-         Какие же вы защитники, если вы себя защитить даже не можете! Как не Стыдно вам!

Впрочем, как оказалось, незащищенными оказались не мы, а проводницы эти, поскольку мы продолжили свое движение в сем поезде. В конце разговора договорились о нижеследующем: мы доезжаем до Новосокольников, а проводницы, в свою очередь, описывают нас всем другим проводницам всех смен на данном направлении ОЖД с тем, чтобы впредь избежать с нашей стороны такого поведения. Думаю, что никакой обиды у них на нас не осталось.

В Локне, где первоначально нам было предписано выйти, зашли 2 местных девочки-девятиклассницы, с которыми мы и решили пообщаться.

-         А вы с ними не разговаривайте, они халявщики, даже билеты не купили, - кричит через весь вагон одна из наших прежних собеседниц.

Но девочкам все равно было интересно послушать о наших уже совершенных поездках и планах доехать до Бреста. Впрочем, вскоре они вышли. Вот так и доехали до Новосокольников, прибыли примерно в 17.55. При выходе поблагодарили за истинное гостеприимство проводниц, после чего они и вовсе перестали на нас дуться:

-         Да пожалуйста…

Поезд уехал в Великие Луки, а мы остались ждать следующего, который идет примерно через 40 минут. Между тем, я сделал несколько фоток вокзала и переписал расписание. За полчаса успели прогуляться по городу – вокруг вокзала, дойти к памятнику Ленина. Город очень чистенький, почти все дома недавно были окрашены яркими красивыми красками. Но пора и честь знать. Прикатил поезд из Себежа. Состав – 4 межобластных вагона + 2 вагона беспересадочного сообщения до Москвы. Тепловоз – ТЭП70, как впрочем и локомотив поезда Дно – Великие Луки. Душа радуется! Все-таки, можно сказать, родной тепловоз. Проверки не было ни на входе, ни на выходе, ни в вагоне. Самый настоящий халявный поезд! Среди такого рода поездов подобное – редкость (не в пример электричкам). Да, еще следует отметить, что один из вагонов был без освещения – «вагон для поцелуев». Только целоваться было не с кем… Отправление и прибытие – по расписанию.

В 19.30 уже в Великих Луках, поезд на Полоцк лишь в 08.00. Ждать, таким образом, более 12 часов. Сначала попытаемся осмотреть вокзал. Впечатления неплохие, для ночевки вполне пригоден. Зал ожидания теплый, хотя сквозняки все же имеются, бесплатный сортир, да еще и открыт. Снаружи вокзал недавно окрашен. Переписали расписание и двинулись знакомиться с городом. Заходим в первый попавшийся магазин… Е-мое!!! Коммунизм! Батон – 3.90 р., черный – 4.00 р. Все остальное – с соблюдением прямой пропорциональности. Продавщица, правда, сказала, что это дорогой магазин, потому что ночной, а вообще везде еще дешевле. Вот так новости! Одним словом, к Белоруссии приближаемся. Пиво из Ржева, Полоцка, Минска – 6 р.

Идем гулять. Сначала встречаем каток: играет музыка, освещение, народ на коньках катается. Классно! Леха все хотел найти общагу и нашел – оказалось, в Луках есть филиал ПГУПСа, так общагу этого заведения мы и обнаружили. Напарник порывался пойти туда, но я был против, к тому же общежитие выглядело не студенческим, а семейным – видать, молодые семьи железнодорожников туда селят. Идем дальше, к центру. Вскоре вышли на улицу Калинина. Потихоньку встречаем местную молодежь – провинциальная гопота и ни одного трезвого лица. Идем по центральному проспекту – естественно, Ленина. Настроение отменное. В проспекте Ленина ищем сходства с Невским проспектом Питера. Забавное занятие, тем более, что сходств этих немерено. По крайней мере, очень похоже одно на другое.

Вышли к речке. По льду перешли на противоположный берег и оказались в парке Победы. Вечный огонь. Свежие венки. Вспоминаем, что сегодня 23 февраля. Памятник Матросову. Различные малые и большие скульптурные формы. Поднимаемся на курган – искусственная насыпь, по приказу Петра I созданная с целью крепость на высокой возвышенности построить. Но крепости нет, а высоченный холм остался. На самом верху – стелла погибшим воинам, а еще ветер, сильный-сильный. Решили спускаться. Погуляли еще по паркуи решили идти обратно, тем более ноги уже довольно сильно ныли. По пути – еще одно общежитие. Реку переходили по мосту. На проспекте Ленина узрели клуб… «От заката до рассвета». Нет, это точно Питер (только маленький)!!! В середине пути мои ноги окончательно устали, так что пришлось даже посидеть немного на лавочке около автостанции и перекусить, после чего наша прогулка благополучно завершилась там же, где и началась – на железнодорожном вокзале Великих Лук. Прошли мы по городу около 14 километров примерно за 3.5 часа. В 23.30 мы были уже на вокзале, где и устроились на ночлег. 

 

24 февраля 2002 года.

Около 3 часов ночи сквозь сон увидел перед собой мента, спрашивающего у меня:

-         Куда едете?

-         Э-э-э… В Белоруссию.- Мент этим ответом был удовлетворен и ушел восвояси.

Проспали до 7 часов, под утро стало довольно холодно, т. к. сидели в плохом месте около входа, поэтому пересели к окнам – там батареи. Заметно потеплело… Перед поездом сходили в сортир, где умылись. Заходил облегчиться мент, на нас никакого внимания не обратив. Из крана шла теплая вода, что удивительно, но раковина производила удручающее впечатление. Купили по билету на 13 км по 2.40 р. и пошли к поезду. Трансграничный поезд Великие Луки – Полоцк представлял собой 6 межобластных вагонов. Билеты были приобретены не зря, поскольку на входе – контроль. По расписанию, в 08.46, поехали. Кстати, локомотив – опять ТЭП70. Много же их наштамповали. Система проверки в поезде этом – просто идеальная – на входе проверка, а вновь вошедших обилечивает тетя-проводница, не обращая никакого внимания на давно едущих. Достаточно сказать: «да с Лук мы едем» или «с Великих мы». Одной из обитателей поезда являлась продавщица всяких вкусностей:

-         Чипсы, орешки, чупа-чупс!

У нее же и поменяли деньги перед самой границей, по курсу 55:1. Я расстался с 50 российскими рублями, получив взамен 2750 рублей белорусских. Деньги эти и на деньги то не похожи, скорее – на туалетную бумагу.

За 2 км до границы – знак «Белорусская железная дорога». Пересекли границу в 11.37, переводим стрелки часов на час назад – 10.37.Сделал несколько фотографий границы через стекло тамбура вагона. Никаких столбов и таможенных постов мной замечено не было, только одинокий километровый столбик подсказал нам, что мы уже в другом государстве.

Первая станция на белорусской земле – ст. Алеща. Вылез сфотографировать вокзал, но поезд довольно далеко отъехал от оного, поэтому решил сфотографировать простой пейзаж. Возле поезда стояли разные люди, которые продавали хлеб и другие разности. Они подумали, что снимал я не пейзаж, а их, поэтому все разом на меня почему-то обиделись. Типа, испугались, что в какой-то газете их лица завтра появятся. Та бабуля, у которой я валюту обменивал, подошла и рассказала мне об этом. Я, в свою очередь, поспешил ее успокоитьи попросил передать белорусским людям, что я никакой не корреспондент желтой белорусской (и российской тоже) прессы.

Потихоньку доехали и до Полоцка, контроля в нашем вагоне так и не обнаружилось. Прибыли в Полоцк в 11.45, поезд на Молодечно в 14.42, на прогулки и другие дела – 3 часа. Главный вокзал на ремонте, но функционирует павильон билетных касс, где и вывешено расписание – на белорусском языке. Переписал его. На втором ярусе данного павильона стоят лавки, где можно было бы прекрасно переночевать, если бы была в этом необходимость.

Пошли гулять по городу. Первым делом, естественно, в продуктовый… Вспоминаем великолукские цены и размышляем о нынешних. Вот и нашли таковой магазинчик, похожий и снаружи и изнутри на совковые. Что же там? А там… кошмар!!! Дороговизна. Страшная. Сами смотрите (делить все на 51 – 52 для получения российских цен): литр молока больше 600 рублей, батон – 505, бутылка местного пива – 411. Да уж… Как же быть?.. Купили в сем магазине 2 батона, литр молока, бутылку пива и отправились восвояси. Надо магазин этот вам еще описать. Как и говорил, похож на совковый. Половина его – обычный магазин, а половина – магазин самообслуживания (кои до перестройки и преобладали в нашей общей стране). Хлеб все на тех же деревянных поддонах, рядом – вилка, которая предназначена для определения качества хлеба. Вот, впрочем, и все.

Отправимся дальше. Перекусили в ближайшем дворе. В течение всей трапезы из окна ближайшего дома доносилась нецензурная брань между, как мы поняли, женой и пьяным мужем. Вот. Встретили на своем пути гостиницу «Двина», памятник Франциску Скорине. Вышли на набережную Западной Двины, там небольшой скверик со скульптурой в честь победы в ВОВ. Свежие венки. В голове – все мысли о ценах в продуктовом… Погода никакая, настроение такое же. Зашли в обувной магазин. Цены вроде как и не дорогие для белорусской обуви. В магазине этом я приобрел себе шнурки за 211 рублей к своим ботинкам. Узнали у прохожих, где краеведческий музей и двинули туда. Билет – 250 рублей – довольно дорого для провинции. Правда, как оказалось, музей того стоил. Расположение экспонатов – строго по периодам, чего не хватает большинству посещенных мной музеев. После осмотра поболтали с кассиршей и жизни. Говорит, жить трудно, но можно. Сам музей расположен в старинной кирхе.

К 14.20 вернулись к вокзалу, где обнаружили уже ожидающий нас поезд на Молодечно. Это дизель-поезд ДРБ-1, причем довольно новый – конца 80-х годов. Производство - RVR  8 вагонов, голубого цвета, с белой полосой посередине – как метро и тепловозы 2М62 с обоих сторон. Перед самым отправлением еще раз прошли вокруг вокзала и встретили на своем пути белорусского пограничника. Честно говоря, довольно странная у них там форма, больше на строительный комбез похожа. Сели в поезд. Самый главный сюрприз – это туалеты. Во-первых, они расположены в каждом втором вагоне. Во-вторых, они все работают. И в-третьих, они все чистые. Редко, когда встретишь в России электричку с открытым туалетом, да и то открыт будет лишь один, в головном вагоне. Непонятна аргументация наших железнодорожников относительно того, что «попробуй только открыть – сразу все засрут». Здесь что же тогда не засирают? Да и можно один раз в неделю пройти, убрать немножко – салоны же подметают. Мягко говоря, открытые туалеты сильно поразили меня. Сразу скажу, что все поезда, на которых нам довелось ехать, было гораздо более в лучшем состоянии, нежели подвижной состав в России. Даже новые электропоезда 1 – 2-годовой давности выглядят хуже белорусских.  До Молодечно доехали быстро и без проблем с контролем. Ходила билетерша и спрашивала, у всех ли есть билеты. Под самим Молодечно разговорились с местными девушками, кои стали довольно серьезным источником информации о Беларуси для нас. Штраф за безбилетный билет – ½ МРОТ, причем размер минималки никто не знал. У местных контролеров установлена своя такса – половина стоимости билета. Квитанцию выписывают редко. Студенты в Белоруссии живут лучше, чем студенты в России. Так, минский студент получает 40000 рублей (дели на 51 – 52), а я как студент СПбГУ получаю 192 рубля (и это повышенная!). Вот так.

В Молодечно – по расписанию. Побродили по близлежащим киоскам, вокзалу и билетным кассам, потом я пошел переписывать расписание. Оно какое-то странное относительно направления на Полоцк – путаница и несостыковка с полоцким. На Лиду – тоже дизель, на сей раз ДР1П, тоже так же раскрашенный, немного постарее, первый вагон совмещен с локомотивом. Туалетов в составе 2 – в головных вагонах, из них работал только один. Контроля не помню. Возможно, кто то и ходил, но ничем примечательным не отметился. В Лиду приехали вовремя – в 23.46. Вокзал хороший, теплый, большой и красивый. Переписал расписание, которое было на 2 языках, и мы пошли в зал ожидания, где нам и предстояло ночевать первую ночь в Белоруссии. Народу было достаточно.

В буфете увидели то, что так грело душу Лехи всю поездку – тот самый… нет, не чай, а кефир в стеклянных бутылках с крышками из фольги. Кефира оставалась одна бутылка, поэтому купили еще бутылку молока точно в такой же упаковке. Переночевали нормально, контактов с ментами не было. Увидели и местных бичей. Все они были в несравненно лучшем состоянии, нежели российские – не так воняло, да и одежда почище.

 

25 февраля 2002 года.

На первом поезде в 04.07 уехали в Барановичи. Дизель подъехал тот же, на котором мы приехали из Молодечно. Сели в поезд и стали спать. Разбудила контролерша, которая попросила выйти в тамбур. Начался обычный разговор. Зачем то попросила показать документы. Я, полуспя плохо соображая, показал ей свой студень, напарник последовал моему примеру.

-         Да вы, - говорит, - ведь студенты из России, у нас никакими льготами даже не пользуетесь.

-         Ну пожалуйста. Если хотите, можем доехать в тамбуре.

Тут напарник совершил довольно странный поступок: достал кошелек и вытащил из него 1000 рублей, которые и передал контролерше. Та оторвала билетов рублей на 100 и говорит:

-         Идите во второй вагон, а то в этом мой контроль сидит.

Леха поступил очень плохо. Когда договариваешься ехать бесплатно, так и ехай, а не то придется по каждой просьбе деньгами разбрасываться. Кроме того, он не заплатил за проезд, а дал должностному лицу обыкновенную взятку, что плохо вдвойне. Я лично не считаю себя участником данной сделки и что я проехал в этом поезде за деньги. Дела напарника меня не касаются. Проспали до самых Барановичей. В 07.15 – там.

Первым делом – расписание и несколько фоток около своеобразных клумб. Видели когда-нибудь клумбу в виде зубра или цапли? Жаль только, что это не летом было. В Барановичах-Полесских – проблема с перронным контролем – обходить довольно долго. Побродили с 20 минут вокруг вокзала и решили ехать на Барановичи-Центральные – там точно перронного контроля нет, да и центр города поближе – раз Центральные. Узнали, на каком автобусе нам надо доехать и сели в него. Доехали, не заплатив ни копейки, поскольку кондуктора не было, да и контроль не объявился. Проезжали центр города, но вокзал – тоже оттуда довольно далеко, поэтому после того, как я переписал расписание и сделал несколько фотографий, решено было занять себя следующим образом:пешком по рельсам пройти обратно до Полесских, а затем через город вернуться обратно. По дороге осматривали местную железнодорожную технику. Миновали нужный поворот, поэтому прошли лишних 1200 метров в ненужную сторону. У самого вокзала – паровозный музей. Конечно, идем туда! Вот блин! Понедельник – выходной. Черт. Надо же так обломаться! Но тут вышел сторож и спрашивает:

-         Что вы хотите?

-         Да вот, музей хотели посмотреть. Из Ленинграда приехали, а через 2 часа в Брест едем. Пустите…

-         Конечно, конечно.

Огромное спасибо этому сторожу. По музею бродили около часа, встретив очень много интересного. Например, тепловоз ТЭП60, который я видел первый раз в жизни, старинные маневровые тепловозы, таблички типа «Закрой сифон» или «Закрой поддувало», различные виды светофоров и семафоров, большая коллекция паровозов, в т. ч. и серии «Л», производившийся в Коломне, трансформаторная подстанция на колесах, различные виды вагонов, тележек, различных технических средств и прочая, и прочая. Залезали в паровоз ЭМ733-87, в бич-вагон, били в станционный колокол etc. Я получил там огромное удовольствие. Был еще и музей истории Белорусской дороги в здании рядом, но он точно был закрыт и нас бы туда не пустили, поэтому даже и пытаться заходить туда не имело смысла.

Потом пошли гулять по городу. Заходили в книжный, книги довольно дороги, а белорусского КоАПа, который я хотел приобрести, не было и здесь (в Полоцке тоже заходили в книжный). Были и в продуктовом. Цены постепенно снижаются, что не может не радовать. Город производит неплохое впечатление, хотя гуляли мы только по центральному проспекту. Купили себе черного хлеба и живого, непастеризованного пива, чем и накушались на лавочке возле вокзала. Я выбрал себе бутылку, где было налито больше всего, но потом оказалось, что оно просроченное, хотя оно было вкуснее того, которое пил напарник. Было вкусно!

В 13.45 уехали на электричке в Брест. Электропоезд окрашен в такой же голубой цвет с белой полосой. Интересно, что контактная сеть в Беларуси на переменном токе, поэтому и электрички здесь особенные – с характерным гулом в салоне. Наша – относительно новенькая ЭР9Е, конца 80-х годов, в прекрасном состоянии, как внутри, так и снаружи. Через пару остановок пошел контроль. Общался я.

-         Ваши билеты?

-         У нас их нет.

-         А вы куда едете?

-         До… Бронной Горы.

-         2800 билет стоит.

-         У нас денег нет.

-         Как это у вас денег нет?! Что ж вы такое придумали – без денег кататься!

-         Но нам очень нужно.

-         Всем очень нужно. Нет денег – так идите и работайте. – И ушел.

На подъезде к Бресту – еще один контроль – 2 женщины. Они предложили нам лучше поймать такси и ехать туда, куда мы только пожелаем, а не занимать места в пригородном железнодорожном транспорте. Также было предложено пройти в тамбур, что мы и сделали. На крупной станции Жабинка, увидев, что выходит много народу, решили перебежать дабы избежать дальнейшего общения с контролершами и перебежали, усевшись опять в одном из вагоном. За 2 остановки до Бреста они прошли обратно по составу, но к нам не привязались.

Вот мы и в Бресте! Прибыли в 17.07, уехав в Минск чуть больше, чем через час. Вот и она, самая западная пока для меня точка – Брест. Сделал-таки я это! Ввиду отсутствия времени пришлось довольствоваться лишь осмотром вокзала и прилежащей территории. К тому же, погода была просто ужасной. Вокзал в Бресте – огромный, сравним с любым московским. Здесь есть и отдельные павильоны билетных касс, и подземные переходы, и переходные мосты, и большие залы ожидания, и международный терминал, наконец. Пришлось даже прибегнуть к помощи ментов, чтобы найти дорогу в туалет. Туалет оказался платным, поэтому я туда не пошел. Заполнил открытку и послал домой – пускай гордятся! (А документы у нас так до сих пор никто и не проверил.)

Уехали на той же электричке в Минск, которая в пути пребывает более 6 часов, проезжая за это время около 350 км. В пути пытался читать книжку, что плохо получалось, слушать ДДТ, что получалось лучше, и спать, что просто прекрасно получалось. Пару раз проходил по составу – размять ноги, да и контроль поискать, которого так и не встретил. Согласитесь, не желательно было нарваться на тех, с которыми мы уже общались. Но все обошлось – до Минска так никто поезд и не проверял, хотя мы ожидали не менее 3 проверок.

 

26 февраля 2002 года.

Полпервого уже приехали на пл. Институт Культуры, что уже Минск. Об этом нам поведал какой-то железнодорожник, разбудивший нас. На улице сыпет снег, холодно и неприветливо как-то. Двинули к вокзалу, благо имелась карта. Шли по ул. Московской мимо метро Институт Культуры, по мосту через железнодорожные пути, откуда и увидели нашу светящуюся всеми огнями цель – жд вокзал Минска, физического факультета БГУ, который приятно нас удивил своим видом. Вдалеке виднелся Дворец Республики. Около 01.00 были уже на вокзале. Это чудо инженерной техники потрясло своим великолепием. Такой пышности нет даже на Казанском вокзале Москвы. Видать, всей страной скидывались на вокзал. В целом он напоминает один из европейских вокзалов – и таблички там похожие, и эскалаторы прямо от путей везут вас в зал ожидания, все в огнях и сверкает. Полностью реконструкция еще не закончена – к залу ожидания еще не приступали. Несмотря на то, что от входа (1 этаж) к залу ожидания (2 этаж) ведут эскалаторы, нам пришлось подниматься пешком, поскольку ни один из них не работал. Я устроился спать. Где-то через 3 часа подошел мент и разбудил меня.

-         Куда едете? В Оршу.

-         Во сколько поезд? Мы на электричке в 10.00, с Минска-Восточного. Погуляем по городу еще…

-         Не ложитесь на сиденья с ногами, а то потом люди сидеть будут.

-         Ладно.

С напарником он вообще решил поиграть в прятки. Спрятал его планшетку, разбудил и попросил документы. А планшетки-то нет…

-         В следующий раз, - говорит, - я ее выброшу, а спрячу твои ботинки.

Попозже ходил еще один мент, всех будил и советовал смотреть за вещами. В 5 часов, окончательно проснувшись, осмотрели еще раз вокзал, спускались на 0 этаж, где кроме всего прочего располагается сортир платный, в который я идти отказался, а решил пойти до электрички, в которой и привел себя в порядок. Заглянули в павильон пригородных касс, где я на 800 рублей напокупал всяческих расписаний – на 4 направлений – во все стороны из Минска и обратно. В 6 часов пошли кататься по метро. Метро в Минске – это всего 2 линии и 19 станций. Билет стоит 120 рублей, но для особо обездоленных (в т. ч. и студентов) – вполовину меньше. Полные – жетоны, а за 60 рублей дают бумажный билет, который забирает контролер перед турникетами. Турникеты старого образца – типа, как в Москве. Решили объехать все станции, выходя на каждой. В целом, метро очень симпатичное, можно выделить и особенно красивые станции – это площадь Независимости, Октябрьская, Московская, Первомайская и, пожалуй, Купаловская с Немигой. Названия станций – на 2 языках, на некоторых – только на русском. Объявление станций – на белорусском.

-         Остярожно, двэри зачиняются…

-         Уход на правый бок.

-         Грядушча станцыя – Плошча Незалежнасци…

Записывал на слух, поэтому написание, скорее всего, неправильно. Из приколов: станция Площадь Независимости ранее называлась Площадью Ленина. Так таблички до сих пор не поменяли.

Около 08.30 приехали обратно на вокзал. Я желал его заснять, но это не представилось возможным, поскольку был сильный туман. Сфотографировал только вывеску – «ЧЫГУНАЧНЫ ВАКЗАЛ». Побродили еще немного в его окрестностях и решили двигать к Минску-Восточному, откуда и должна была пойти нужная нам электричка на Оршу. Благодаря плану, быстро поняли, как туда надо идти, и быстро же пошли. По дороге пытались заходить в продуктовые магазины, большая часть которых, к сожалению, была еще закрыта. Они почему-то открываются в 10, а то и в 11 часов утра. Шли мы по району сталинских 6-этажек, которые в каждом городе повторяют друг друга. Какие все-таки махины! 6-этажный дом высотой в 9-этажный! Шли также и по улице Аранской, которая от начала и до конца своего перекопана – типа, вечный ремонт… Перешли по мосту речку Свислочь, которая в том районе напоминала сливную канаву, и вскоре пришли к платформе. Рядом – стихийный рынок и пара-тройка магазинчиков, в одном из которых затарились кефиром и хлебом. Пока я, сидя на лавочке, переливал кефир из пакета в баклашку, чтобы его можно было выпить, мой напарник умудрился весь свой литр кефира за это время выдуть. Ну и монстр! Вот что делают с людьми такого рода путешествия… На платформе ждали около часа, причем было довольно холодновато, а буквально за 10 минут я увидел неподалеку вокзальчик с туалетом сбоку. Вот блин, а мы мерзли целый час!

В 11.07 мы покинули столицу Белоруссии город Минск. Как ни странно, цены здесь оказались дешевле, чем везде по стране. Электропоезд – ЭР9Т, ничем свиду не отличающийся от ЭР9Е, на котором мы ездили в Брест и Минск. Оформление (в смысле, окраска) – то же. Примерно через 20 минут после начала езды начали проверять билеты двое мужчин, один из которых был в меховой шапке, а другой – вообще без головного убора, да еще к тому же лысый. Договориться нам с ними ни в вагоне, ни в тамбуре не удалось, поэтому нас попросили выйти на ближайшей остановке – пл. Садовый.

-         Но на очень надо!

-         Я вас что, уговаривать буду? Щас со мной в управление пойдешь в Борисове.

Пришлось нам выйти и перебежать 2 вагона, что прошло безо всяких происшествий, поскольку народу на этой остановке выходило довольно много. Можно считать, что нам крупно повезло. Сели мы теперь в последнем вагоне, в котором и проехали до самой Орши. Эти контролеры обратно из-за нас возвращаться не стали, зато через пару часов началась новая проверка. Удивившись нашим словам относительно того, что мы ни денег, ни билета не имеем, лишь спросили, откуда мы такие взялись. Мы, естественно, спросили, что из Минска, после чего контролер ушел восвояси, ничего не ответив нам. Странно…

В Оршу прибыли в 15.05. Поезд на Смоленск (электропоезд) отправляется почти сразу, я еле сдержался от соблазна сесть на него и побыстрее тем самым оказаться на родине. Поставил себе даже условие – если успею переписать расписание, тогда поедем на нем. Но Орша – это крупный ж. д. узел, поэтому поездов пригородных отправляется и прибывает не меряно, в результате чего на электричку смоленскую мы все-таки опоздали. Да и хорошо это, поскольку, как потом выяснилось, раньше в Москву мы бы все равно не приехали. Принялись рассматривать вокзал и его окрестности. На вокзале – бесплатный сортир, в котором почти не пахнет, хороший зал ожидания. Рядом с вокзалом – пивной ларек с местным пивом в розлив. Попробовали и мы оршанского пивка за 248 рублей за поллитра. Жаль только, наливали не в кружки, а в обычные пластиковые стаканы. Пиво это ценно тем, что оно непастеризованное, т. е. живое, и довольно вкусное. Такое же мы пили в Барановичах. Во время пития пива наблюдали за ментом и мужиком, к которому тот пристал. Со стороны было похоже, что мент выпрашивает у мужика пивка попить. Посмеялись. По переходному мосту перешли в город и немного по нему погуляли. Видели местный клуб с дискотеками по пятницам, субботам и воскресеньям для школьников и подростков, стадион (хотел побегать, но потом вспомнил о своих походных мозолях), пару памятников (один из них – конечно же, Ленину), а также за это время зашли в пару магазинов. Остальное время бродили в окрестностях вокзала, рассматривая различные виды маневровых тепловозов и дизель-поездов. Дорога на Витебск неэлектрифицирована, поэтому нам предстояло ехать на дизеле, на сей раз – ДДБ-1 с локомотивом 2М62У. Решил его сфотографировать на память. Сфотографировав и пытаясь идти садиться в вагон, услышал за собой чей-то свист.

-         Эй, парень, иди сюда! – думаю, опять машинисты недовольны. Вдруг в Беларуси фотографирование поездов является уголовно наказуемым деянием – пронеслась у меня мысль. – Парень, иди нас в кабине сфотографируешь!

-         С радостью.

Поболтали минут 10 с машинистом и его помощником, за 2 минуты до отправления я вспомнил, что может быть мешаю готовиться им к отправлению, попрощался и пошел в вагон, а то Леха там, наверное, уже заволновался. К нашей идее исколесить полстраны отнеслись с пониманием – типа, молодость… В 17.20 тронулись, чуть больше, чем через 2 часа приехали в третий на нашем пути областной центр Белоруссии – г. Витебск. В дороге читал книжку напарника про заводной апельсин. Контроль не побеспокоил. В Витебске – всего час, которого хватило только на то, чтобы осмотреть вокзал, спустить все свои оставшиеся белорусские деньги, переписать расписание и сесть в последний белорусский поезд. Вокзал в Витебске довольно большой, по планировке мне чем-то напомнил вокзал в Выборге. На последние деньги (рублей 200 – 210) приобрел в привокзальном магазинчике обсыпной рожок, который сразу и съел. Вокзальный туалет платный. Несмотря на это, мне разрешили бесплатно наполнить свою баклашку питьевой водой. На вокзале много всяческих игральных автоматов, как, впрочем, и везде в Белоруссии.

В 20.38 уехали в Заольшу на дизеле ДДБ-1. Я сразу заснул. Проснулся, услышав сквозь сон, что Леха общается с последними в нашей эпопее белорусскими контролерами, именно в тот самый момент, когда они спросили:

-         А деньги где?

-         У нас ничего нет, - промычал я заспанным голосом. Подробности опускаю, но через минуту разговора одна контролерша говорит:

-         Так что вы от нас хотите?

-         Чтобы бесплатно вы нас провезли.

-         А с какой это радости?

-         Да хоть из уважения к российским студентам, - завершил разговор напарник.

Остальной путь проехали в спящем состоянии. Разбудила нас какая-то тетя, уже в Заольше, сказав, что поезд сейчас отгонят в депо. И какое в Заольше депо??? Вокзала нет, только пост безопасности с надписью на двери «Посторонним вход запрещен». На нем же – белорусский флаг и герб – типа, граница государственная.

Ну что же, прощай, Белоруссия!!! Границу решили переходить по трассе, а не по чугунке, поэтому пошли по направлению к автомобильной дороге, еле определив сначала, в какую сторону нам надо идти – мы же не видели, с какой стороны мы приехали. За полкилометра до границы – пробка из дальнобойных фур. Видать, таможенный контроль какой-то все-таки есть, причем с нашей, российской, стороны. Пропускают одну машину за 10 минут. Поэтому, пока мы дошли до Рудни, не все машины, которые мы видели, обогнали нас. Вот и столб – граница! Смотрим на часы – 22.12, переводим стрелки часов на 1 час вперед – 23.12. Идем дальше. Нами так никто и не заинтересовался – куда, откуда, Зачем… Видно, и вправду мы с Белоруссией – одно государство. До Рудни – около 9 км, которые примерно в 00.40 успешно были нами преодолены.

 

27 февраля 2002 года.

Погода не особо благоприятствовала – дул сильный ветер. Напарник хотел застопить машину, но я был против – путешествие по железке, а если машину стопить, тогда уж минимум до Смоленска. Так и дошли пешком. На самом подходе к городу вспомнил, откуда я слышал название Рудня. Сгущенку частенько отсюда хавал, «Рудняконсервмолоко» делает. Дорогу к железке было довольно сложно найти – сначала улочка шла довольно уверенно, даже освещение было, но постепенно она становилась все хуже и хуже, и в результате мы уперлись носом в какой-то забор. Дальше пошли по тропинке, которая, как мы полагали, тянулась примерно в том направлении, где и должна была быть железная дорога. И, кстати, не ошиблись, поскольку вскоре вышли на железнодорожные пути. По путям еще примерно 1.5 км шлепали, пока мы, наконец, не подошли к вокзалу. Рядом стоит красный дизель Д-1, на котором нам предстояло ехать в Смоленск. Входим в вокзал. Внутри – почти никого, только женщина-бомжиха и мужик с большой сумкой. Вдруг со скрипом открывается большая дверь, и сильно заспанный и порядком испуганный мент из-за двери спрашивает:

-         Вы откуда такие?

-         Из Белоруссии.

-         А-а. А Куда?

-         В Смоленск.

Дверь закрылась и щелкнул замок – опасается, наверное, боится. Перекусили и стали пытаться спать. Около 05.00 приехал какой-то поезд в Белоруссию, который стоял минут 15. На улице погода окончательно испортилась, пошел снег. Как только поезд уехал, пошли в поезд, где и устроились. Д-1 – довольно старинная штука, видать, 30 – 40-х годов. Людей довольно много, большинство – ж. д. рабочие. Отправились в 05.35, в Смоленск прибыли ровно в 07.00. Переписываю расписание, бродим по вокзалу. Решил сходить в платный туалет. Трех рублей он стоит – почти евроремонт. Здесь же я умылся и зубы почистил.

Контактка в Смоленске – на переменном токе, что меня порядком удивило. В Вязьму предстояло ехать на электропоезде ЭМ9-001. Только что с завода, мягкие сиденья и спинки, работающие туалеты, стеклопакеты современные трехслойные, чистота даже в тамбурах. Удивился только, почему голова – старого образца, типа «улыбка». Только потом выяснил, что этот поезд капитально отремонтировали в Москве, даже присвоив ему другое имя – электропоезд московский. Говорят, таких уже не один сделали. В общем, красота.

До Вязьмы – 2 контроля, один примерно в Ярцево, с которым никаких проблем не было, второй – на всем протяжении езды от Сафоново до Вязьмы («перманентный») – с этим пришлось помучаться. Видимо, редко в Смоленске за проезд не платят. Только отъехали от Сафоново, как пошли они – 2 женщины, - которые наказали нам либо искать деньги, либо выходить в самое ближайшее время. За 30 км до Вязьмы они вернулись и продолжили трепать нервы и себе, и нам. Довольно упитанная женщина в конце нашего разговора предупредила нас о том, что в Вязьме она сообщит ментам о нас, а те, в свою очередь «обтрясут нас до нитки». Что, правда, с нас обтрясывать – у каждого осталось с гулькин нос. Тем не менее, эти женщины позволили нам доехать до конечного пункта – Вязьмы, за что им огромное спасибо. В Вязьму мы прибыли в 11.30, поезд на Гагарин – только в 15.48, у нас в распоряжении 4 часа. Можно погулять по городу. Решили сразу идти к музею. Шли мимо рынка, Совета депутатов, Сбербанка, нескольких церквей и соборов, какого-то скверика. До музея шлепать от вокзала порядочно. Сам он находится в церкви, занимает лишь половину здания, а вторая половина находится в запустении и медленно разрушается. Даже стекла все выбиты. Музей неплохой, бродили по нему около часа. Купил также себе открытки с видами Вязьмы 15-летней давности. Самым популярным памятником в этом городе и вообще в этих местах является орел с расправленными крыльями – в честь победы. На своем пути мы встретили 2 таких – после 1812 г. поставленного и после 1945. Зашли в Сбербанк. Пытались снять свою стипендию, но она еще не пришла, хотя обычно присылают ее 25 числа. Только потом я узнал, что отныне повышенная стипендия на юрфаке составляет 191 рубль.

В Вязьме сеть уже на постоянном токе, вероятно, здесь и происходит переход с сети переменного тока. Так это или нет, но ехать нам предстояло на раздолбанной ЭР2Т, от которых я уже успел отвыкнуть за время, проведенное в Белоруссии и Смоленской области. Видели автомотрису, такую же, которая стоит на вечной стоянке в Петрозаводске. Уехала она раньше нас в Калугу. До Гагарина – всего 68 км, непонятно, почему бы не пустить электропоезд хотя бы до Можайска. Контроль опять же встретился, опять-таки 2 женщины, и тоже обещали, что по приезду в Гагарин сдадут нас в милицию. Приехав в Гагарин, впрочем, мы услышали от них:

-         Гагарин, мальчики, вам выходить.

-         Спасибо большое.

-         Да пожалуйста.

Конечно, дурная привычка у местных ссылаться на милицию при любом поводе и без повода. Какой смысл трепать нервы и себе, и нам, бесплатным путешественникам. Ведь если денег нет, то их и не будет… В целом, я считаю, что участок Смоленск – Москва был самым сложным для проезда [критерий – общение с проверяющими] в моей практике.

В Гагарине – опять ждать 1.5 часа. Сил шататься уже совсем нет. Дошли до ближайшей палатки, где купили лимонаду ржевского розливу (4 рубля за бутылку), по батону и пошли в соседний двор кормиться. Остальное ремя провели рядом с вокзалом, следили за формированием товарняка. Электропоезд на Москву подали за 5 минут до отправления. В него и погрузилась огромная масса народа. И поехали. Последний штрих – и мы в Москве. Контролеры пошли те же – что и в предыдущей электричке. Сначала я их не узнал, поэтому начал объяснять, что «денег нет, а время есть, и в гости некуда пойти», и замечаю, как на лице у них постепенно проявляется улыбка… Тут все всё поняли, и они ушли. Больше никого из проверяющих по составу не ходило.

Всю дорогу я думал, как бы было хорошо, если б я успел на поезд до Голутвина 21.52. По моим расчетам, все получалось. Выходить решили в Кунцево и Фили, поскольку на вокзале турникеты, да к тому же я там ни разу не был и не знаю, как их обходить. Вышли в Кунцево. Алексей отказался ехать в Коломну, а изъявил желание самостоятельно ехать домой вечерней волной с ночевкой в Твери, к тому же он хотел застопить какой-то там ПДС. Мне надо в Коломну. На том и порешили. Турникетов в Кунцево нет, что для меня стало приятной неожиданностью. До метро бежать довольно много – минут 10. В поезд сели в 21.32. Электричка на Тверь уезжает в 22.00, а моя – в 21.52. Я еду на Выхино. Успеть можно.

Расстались на Краснопресненской, пожелав друг другу удачи. Через сутки должны встретиться. В Выхино для меня облом – не добежал до электрички ровно 10 ступенек.

-         Осторожно, двери закрываются! Пш-ш-ш-ш… Бах!

М-да… Все из-за метро. Самый большой облом за всю мою поездку. Блин. Еду на Казанский с тем, чтобы оттуда на последней собаке доехать-таки до Голутвина. Время общения с родителями сокращается ровно на 2 часа. Теперь я проведу дома всего 3.5. Ну да ничего, сам виноват, надо было быстрее бегать. Приехал на вокзал и сразу пересел на свою электричку. Поехал минут через 25. Народу в поезде довольно много, контингент довольно приличный. Вообще с последними голутвинскими электричками сложилась парадоксальная ситуация. Бич-собакой является не самая последняя, на которой я еду, а та, на которую я опоздал. В ту обычному человеку зайти просто невозможно – вонища страшная. Последняя в этом отношении – довольно цивильная. Я ехал во втором вагоне, и со всех сторон его доносились звонки мобильных телефонов. Я тоже набрал номер дома. Трубку взяла мама. Разговаривать не стал, т. к. очень дорого. Народ в электричке располагался довольно странно. Забитыми были только вторые вагоны с каждой стороны состава. А некоторые вообще были пустыми. Приехал в Голутвин в 01.45.

 

28 февраля 2002 года.

Уехал в Москву в 05.42, а дальше – обычная дневная волна до Санкт-Петербурга. В этот день из Москвы в Питер кроме меня добиралось 4 человека – две девочки-малолетки, желавшие посетить могилу Цоя, но даже не знавшие, на каком кладбище он похоронен, и 2 парня-панка, ехавшие просто по Питеру погулять. В СПб – уже в 22.15 (хотя по расписанию – в 22.30 должны были приехать).

Алексей, мой напарник, покинувший меня на ст. Краснопресненская московского метро, тоже не успел на тверскую электричку, чему не стал придавать особенного значения. Он просто снял деньги с нужного банкомата, купил билет до СПб и уже утром 28 февраля оказался в Питере.

Вот, в общем, и все. Такая вот поездка получилась. Я преодолел в ее ходе 3350 км за 135.5 часов со средней скоростью 24.8 км/ч. Главный вывод – ездить по Белоруссии можно и даже нужно. Это полезно во всех отношениях:

-         новые страны, новые города…

-         не вредно для организма (туалеты открыты, менты добрые, пища на юге дешевая)

-         весело

-         можно изучить очередной иностранный язык

Я бы с удовольствием еще раз подобный вояж организовал…

 

Ó Kudryashoff S. при участии Елаева Алексея 01 – 08.04.2002.   

 

 

Hosted by uCoz