Путешествие «СПб – Псков – Дно – Бологое – СПб».

21 – 24. 09. 2001.

21. 09. 2001.

Вот опять потянуло меня далеко – далеко… Впрочем, поехать во Псков хотелось давно, 2 раза уже было так, что почти сорвался, но все портилось – ни попутчики (Серж), ни погода не хотели мне помочь.

 И вот я все-таки решился на поездку. О! тронулись, на моих – 23.21

 Итак, начался 1 этап:

СПб-Балтийский – Луга.

Последняя электричка до Луги должна отправляться в 23.18, поехали мы на 3 минуты позже. О планах. Следует отметить, что я, отправляясь во Псков, не знал, куда поеду потом. В этом, считаю, самый шик – до последнего момента не знать, куда ты едешь. Итак, в электричке на Лугу я думал, что после Пскова я поеду в Порхов, затем – Дно, далее – по обстоятельствам, а именно: 1) или назад, в Питер через Оредеж, 2) либо в Великие Луки, а дальше – Черт его знает.

Народ, как и везде в ночных собаках, только в первых 2 вагонах. Я сижу в первом. В окно смотреть бесполезно – ничего не видно (темно, как у негра в… понимаете). Будем занимать себя рассматриванием карт или чтением ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ». Конец связи. Черт, еле позем…\\

Прошли ревизоры – молодые такие. попросили выйти в тамбур. там стоят 2 мента – сопровождение. Стоял, ждал пока проверят вагон. проверили, прошли в следующий вагон, на меня – ноль внимания. Нормально, едем дальше. Стояли в Верево 12 минут. Зачем – хрен знает. В итоге опаздываем на 17 минут. Но ничего страшного – меньше ждать псковскую собаку.

Кстати, поезд на Псков из Луги уходит в 05.01, а не в 55 минут, как полагал я – по старому расписанию. В Лугу приехали в 1.43, на 2 минуты позже расписания – отставание нагнали по дороге. Луга – прикольная деревня, продвинутая даже – на вокзале клубешник ночной, играет GORILLAZ. Круглосуточные магазины, рынок, еще дискотека какая-то. Но с освещением улиц здесь проблемы – только привокзальная площадь в огнях.

Похоже, дорога Луга – Псков неэлектрифицирована, столбов и проводов не видать. Значит, дизель. посмотрим, ждать осталось 2 часа 50 минут.\\

22. 09. 2001.

этап №2,

Луга – Псков.

Так и оказалось. Опять поезд с тетями. Около 6 вагонов, из них один – плацкарт, остальные – сидячие, как в собаках. штурмуем поезд. Вытащил из кармана студень, нашел какой-то билет (по-моему, из Сортавалы) и лезу в вагон.

-         Где ваш билет?

-         Да вот!..

И я уже в вагоне. Пошел в сидячий, там улегся и спал почти что до Пскова. Во Псков прибыли вовремя. \\

Прогулка по Пскову заняла 3 часа, остаться на большее количество времени не захотел, т. к. есть поезд до Порхова в 12.18. Поэтому гулять надо было быстро и продуктивно, т. е. осмотреть по возможности как можно больше.

Итак, первые впечатления о городе. Обычный провинциальный город, во многом напоминает родную Коломну и в меньшей степени другие областные города. Все-таки масштаб поменьше, нежели у Рязани или, например, Новгорода. Хотя, как знать…

Кремль, как я и ожидал, – просто чудо. начал свой обзор кремлевских стен с площади Островского – там стоит самая мощная башня псковского кремля – не помню, как называется. Стены и башни из известняка, белые, иногда чередуемые с гранитными глыбами. Более половины протяженности стен разрушены полностью и такое впечатление, что там раньше не стена кремлевская была, а будто здесь залежи известняка. Впрочем, надо сказать, что стены не именно разрушены какими либо катаклизмами, а обычным ходом вещей пришли в совершеннейшую негодность с течением времени, поэтому выглядят они очень естественно.

Совершенно несуразно смотрится Псковская ТЭЦ на берегах реки Великой , которая разрывает кремлевскую стену и сама по себе выглядит ужасно. Вообще, не к чести псковских градостроителей надо отметить, что с видами и пейзажами они абсолютно не работали. На противоположном от Кремля берегу этих труб заводских целое море, даже панорамной фотки не сделать.

К слову, сделал много фоток – кремлевские стены, монастырь на противоположном берегу, какую-то церквушку там же и много других. Искал музей, но не нашел, чем был очень огорчен. позднее выяснилось, что я проходил мимо него, но не нашел входа. дело в том, что псковский музей находится в «Поганкиных палатах», а я этого не знал. Экскурсии проводятся с самого утра, уже в полдесятого народу в Кремле довольно много, в т. ч. и детей.

Побывал в месте слияния рек Псковы и Великой. Красивейшее место, всегда мечтал побывать именно там. За некотрое время до этого ко мне пристала собака – видно, хотела поиграть, но меня испугала чревычайно. Не удается мне нормально путешествовать – не одно, так другое. Такой вот я невезучий, хотя, с другой стороны, не скучно.

Осмотрел весь исторический центр, был на площади, похоже центральной – перед пед. институтом. особенно понравился древнейший Кремль – Кром. Здесь же находится и главный собор Пскова. Рядом с Кромом, за его стеной увидел фундаменты то ли бывших, то ли будущих церквей, то ли это какая-то реконструкция. Не знаю, для чего это сделано (оставлено). Быть может, для наглядного пособия при изучении приемов и способов постройки храмов.

Зашел в местный книжный магазин (на вокзальной улице). цены очень низкие. Так, в Питере Сборник постановлений КС РФ стоит 66 – 72 рубля, а в Пскове – 54. Существенно. Пожрал болеее чем просто – кефир и плетенка. Попробовал полоцкие Жигули – ценность составляет только пробка, а по вкусу – откровенная моча. Зато цена радует – всего 6 рублей.

За билет до Порхова заплатил 2 рубля, решил не мучиться. К слову, на самом деле студенческий до Порхова стоит 7 рублей. Итак, начинается 3 этап моего путешествия

Псков – Порхов.

Поезд должен по расписанию отправляться в 18 минут первого, хотя сейчас уже 20. Что касается маршрута, то он претерпел следующие изменения – задача-максимум состоит в том, чтобы к утру понедельника вернуться в Питер живым и здоровым, при этом проехав по маршруту Псков – Порхов – Дно – Валдай – Бологое – СПб. Посмотрим, удастся ли мне совершить такой марш-бросок. Поехали, сейчас – 14.29. В дороге в основном спал, контроля не было, приехали в 14.29\\

Погулял по Порхову. Миленький городишко. Около станции – совсем деревня, но в центре города даже 5-этажные здания встречаются. Центральная площадь – пл. Победы. Памятник, похожий на братские могилы в деревнях. Видел 3 церкви, одна из которых полуразрушена, а другая – реставрируется. Однако видно, что реставрация затянулась – леса покосившиеся, наверное, ремонт идет уже лет15 как. Проходил по плотине, рядом с которой стадион, на котором мужики футбол гоняли. Зрители даже были. Красивый вид речки Шелони. В общем, городок неплохой.

4 этап –

Порхов – Дно.

Поезда решил не ждать, пошел пешком в сторону Дно. Пытался застопить машину. Дорога в этом отношении плохая – машин мало и никто не останавливается. Но я не расстраивался, шел и радовался жизни. До поезда все равно времени до фига, да и железка параллельно идет. Мимо – братская могила, великолепный памятник. До него было где-то километр, и смотрелся он грандиозно. Близко подходить не стал, а сфоткал издалека. Дошел до поселка Полоное – там поворот к железке. Решил опять постопить, стоял где-то минут 20. остановилась тачка с рабочими. Ехали из Пскова в Дно домой с работы. По дороге рассмотрели весь мой атлас железных дорог. Подвезли до самого вокзала, там один мужик выходил. Была уверенность, что куда-то сегодня уеду – или в Старую Руссу или в Новосокольники. Но следующий поезд только завтра в 8.12 утра. Причем. Не до Руссы, как я полагал, а сразу до Валдая. Запарно, конечно, долго ждать, но больше никаких вариантов не предвиделось. Плохо также то, что не увижу Старую Руссу – давно мечтал. Пошел гулять по городу. Сейчас 17.50, 22 сентября 2001 года и ждать поезда на Валдай осталось 14 часов 22 минуты. Капец. \\

Итак, некоторые впечатления о городе. Там, где я полагал центральную площадь находится огромное болото. Церковь на возвышенности, сфоткать ее было нельзя, поскольку она окружена деревьями и строениями, да и идти к ней неизвестно как. Центр, впрочем, неподалеку. Фонтанчик, больше похожий на «брызгалку» (слово проходившего мимо родителя со своим чадом, которое все не желало уходить). Бюстик Пушкину, красивый и хорошо выполненый. Неподалеку кинотеатр, братская могила и памятник сидящему Ленину. В этом скверике на лавочке и отужинал кефиром и батоном.

Угораздило меня заблудиться. Обратно пошел другой дорогой. Думал, что они параллельны, а оказалось, что перпендикулярны. Проходил мимо бань (думал – рынок). Проходил столько что теперь ноги отваливаются. Вокзал найти не мог, поэтому пришлось у пацанов спросить, где станция. Они сказали, но, по-моему, испугались. Все-таки странно спрашивать то, что все прекрасно знают.

В общем, Дно уступает Порхову по приглядности и благоустроенности. Мало магазинов, ларьков нет совсем. Глухомань на самом деле страшная. Единственное прикольное здесь – это вокзал, своей башенкой напоминающий Казанский в Москве. Желтый и большой, есть кафе, зал ожидания, различные кассы, багажное отделение и кое-что еще. Все, что только можно было сделать – сделано, остается только сидеть и ждать своей участи. Ждать осталось 11 часов 32 минуты. Сейчас 20.40.\\

23. 09. 2001.

Дно – Валдай – Бологое. Этап 5.

Вот я и дождался. Сейчас 8.10, 23 сентября. Поезд – опять вагоны с тетками и локомотивом. 2 вагона, один из которых плацкартный, а другой – сидячий (межобластной). Я сижу во втором. Купил билет за 3 рубля до Морино (25 км от Дно, а ехать надо 207 км).

Впрочем, ночь не показалась мне особенно мучительной. 2 раза документы спрашивали менты. Первый раз подошел мужик лет сорока, сросил, куда еду и на чем. Узнав, что на пригородном, пожелал удачной поездки и посоветовал смотреть за вещами, из которых у меня был один рюкзак. Потом подходили еще двое, уже под утро. Представились транспортной милицией и попросили документы. Услышав, что еду в Валдай, спросили, домой ли. Я сказал неуверенно, что нет. К родственникам? Ммм-да… больше вопросов не имели, отдали студенческий, честь и ушли. Ночью почти все время лежал, спал даже иногда. Проснулся в 20 минут восьмого. Перед поездом выпил чаю и купил билет.

Поехали! Сейчас – 8.15. Проходила тетя, обиделась, что я проехал свою станцию и предложила выйти на следующей, но я отказался и сказал, что у меня нет денег, и она снова обиделась. Больше никаких контактов с ней не было. В Старой Руссе стояли 15 минут. Выходить не стал, смотрел на вокзал из вагона.\\

В Валдай приехали на 5 минут позже расписания – в 13.20. думал, что поезд на Бологое уходит сразу же, на прогулку и не рассчитывал и все боялся, что опоздаю на поезд. Но ждать его надо было 2 часа, поэтому надо было в темпе вальса осмотреть основные достопримечательности. Времени хватило, чтобы бегло ознакомиться с городом.

Валдай – хорошенький городишко, получше Порхова и тем более Дна. Чистый, уютный, давно уже мечтал здесь побывать, про Иверский монастырь слышал много.

На центральной площади – огромный план города с обозначениями главных мест. Сразу видно, что это туристический центр. На это указывают вывески, чистота улиц и приветливые люди. Неподалеку – Музей истории уездного города. Вход для студентов стоит 3 рубля. Музей небольшой, но походить было интересно, по подборке экспонатов напоминает другие краеведческие провинциальные музеи, в т. ч. и мой родной Коломенский. Купил открытки и книжку. Прошел до озера, рядом с озером – что-то вроде сквера с лавочками. Хорошенькое место для отдыха горожан. Вдали виднеется тот самый Иверский монастырь.

На главной площади (пл. Свободы) розовый собор, только что отреставрированный. На этой же площади рынок и ресторан и тьма магазинов. На рынке купил яблок, которые по дороге на вокзал были мной съедены, за исключением одного, которое отдал старушке по ее просьбе. Проходил мимо городских бань (сауны) и парикмахерской. Все-таки везет мне на парные заведения. \\

Гудок… Еще гудок! Поехали! Сейчас 15.26. я с билетом на одну зону за 1,5 рубля. До Бологова доехал без проблем, билеты не проверяли. Из дороги ничего примечательного уже не вспоминается. Можно отметить лишь сильный ливень, который застал меня в поезде, и я никак от него не пострадал. Следующий этап (6-й) –

Бологое – Окуловка – Малая Вишера.

В Бологое поезд приехал с большим опозданием – в 17.26 (по расписанию 16.49). Где-то стояли, пропускали 2 товарняка. В Бологом ничего не успел, хотя собирался что-нибудь купить поесть и прогуляться до Озера. Сейчас на подъезде к Окуловке. По дороге опять проверяли менты. Я спал, они подошли, разбудили и попросили документы. Спрашивают:

-         Это ты сейчас перед электричкой бегал?

-         Да нет, а что?

-         Да ты ведь, говори.

-         Да вы че, я с Валдая еду.

Посмотрели студенческий, билеты, там лежавшие, отдали и ушли. Я спросони так ничего и не понял. Потом уже вспомнил, что при отъезде электричка 2 раза тормозила резко. Наверное, правда, кто-то бегал перед собакой.

Все-таки приятней ездить в электричках, чем в этих вагонах или дизелях. Свободы больше. Душа прямо радуется. \\

Уже после отправления собаки на Малую Вишеру решил прогуляться по вагонам. Много народу во втором, в остальных либо нет совсем, либо сидят 2 – 3 человека. В 6 вагоне встретил столько ментов, сколько давно уже не видел – просто ужас. Представьте себе: в вагоне одни менты и 2 телки с ними. Менты все пьяные, но некоторые уже немного протрезвевшие. Сидят, в карты с бабами играют. Большинство из них вылезло в Боровенке, а остальные продолжали со мной путь до Торбино спрашивали, есть ли у меня карты. Узнав, что нет, сказали мне:

-         очень плохо!

Да-а-а. Менты  - они и в Новгородской области козлы. Ехать осталось час.

В Малую Вишеру доехал благополучно, собака опоздала на 20 минут. На Питер электричка идет в 4.53, как и было указано в расписании. Погулял с полчасика по городу – деревня еще та. Я здесь и раньше был, но всегда проездом, погулять еще никогда не удавалось. Нашел магазин, где и купил сушки и кефир. Сейчас 22.45 и я буду есть. \\

24. 09. 2001.

Этап 7, и последний

Малая Вишера – СПб-Главный 

Доехал без проблем, электричка пришла вовремя, с контролем проблем не было. Из дороги ничего не помнится.

Около 9 часов был уже дома.

Как говорится, я это сделал!!!

The end/

© Kudryashoff Sergey ноябрь 2001 г.

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz